Елена Стрельникова
Опыт работы «Нравственное воспитание детей через театрализованную деятельность»
Актуальность
Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности своего народа, гордиться и восхищаться ими. В последние годы в обществе очень возросло внимание к духовному богатству культурного наследия. Это является стремлением народа к национальному возрождению. Но, к сожалению, стоит признать, что современные дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, о национальной культуре, традициях, промыслах. Но именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств. Иными словами, дошкольный возраст - благодатная почва для воспитания патриотизма. А чувство патриотизма необходимо любому народу.
Публикация «Опыт работы „Нравственное воспитание детей через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. И именно чувство любви к своему городу, краю, восхищение своей народной культурой, интерес к национальным традициям – это и есть начало патриотизма. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.
Театрализованная игра - одна из самых доступных для детей видов деятельности, связанная с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Цель: Воспитание нравственной личности ребенка, через театрализованную деятельность.
Задачи
В своей работе с детьми я использую следующие виды деятельности :
занятия;
кукольный театр;
игры-перевоплощения;
игры-инсценировки,
досуги
. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание мероприятий патриотической направленности.
Театрализованная игра на занятиях;
Свободная совместная деятельность детей и взрослых;
Театрализованная игра (Я повар, колядовочки, парехмахер,дочки матери в самостоятельной деятельности детей;
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
По своему содержанию театрализованные игры бывают :
Режиссёрские (настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе);
Игры – драматизации (пальчиковый театр, импровизации, инсценировки, куклы бибабо).
Инсценировка «На привале»
В ходе проделанной мною работы можно подвести итоги патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности :
Развитие у детей эмоционально-ценностное отношение к родному краю, стране, бережное отношение к достопримечательностям, культуре, природе родного края;
Создание у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре, родном крае;
создание у детей эмоциональное настроение через ознакомление их с русскими народными сказками, играми, инсценировками, хороводами;
формирование творческого воображения посредством театрализованных постановок;
воспитание патриотического чувства гордости за родной город, край, «малую» родину.
Таким образом, я приобщаю детей к истокам народной культуры, поддерживая их интерес, мы развиваем личность ребёнка, воспитываем патриотические чувства к многонациональной Родине. Чувство любви к Родине- это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному посёлку, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности. Огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка оказывает и театральное искусство. Занятия театрализованной деятельности развивают память детей, внимание, способствуют раскрытию творческих способностей. Ведь театрализация тесно связана с музыкальной деятельностью. У детей накапливается свой небольшой опыт восприятия сказок, народных песен и в целом нашей культуры. Также большой эмоциональный отклик у детей вызывают праздники и утренники через воздействие на эмоциональную сферу детей и оставляя в их памяти глубокий след. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его