Жанна Аникина
Нравственно-экологическое воспитание младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Представление собственного педагогического опыта
Аникиной Ж. Г. ,
воспитателя МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида»
«НРАВСТВЕННО – ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДших дошкольников»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Я, Аникина Жанна Григорьевна, родилась 3 июня 1978 г. Образование высшее, окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева в 2004 году, учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования». Прошла профессиональную переподготовку в ЧОУ ДПО «Саранский Дом науки и техники РСНИИОО» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования в соответствии с ФГОС» в 2019 году. Курсы повышения квалификации прошла в 2017 году в ГБУ ДПО «МРИО» г. Саранск по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях».
В МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида» работаю с 2017 года. Общий трудовой стаж - 21 год, педагогический стаж – 3 года, в данной организации – 3 года.
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал
мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
к красоте можно только сердцем»
Е. Прасолова
Актуальность.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка и его отношение к окружающему миру, развиваются эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются нормы и правила взаимодействия с природой.
Проблемы нравственного экологического образования и воспитания имеют особую актуальность и значимость. Я считаю, что все это связано с плохой экологической обстановкой и загрязнением окружающей среды, так же
отсутствие культуры нравственно экологического воспитания человека, является основной причиной ухудшения экологии.
На мой взгляд, в современных условиях большую роль играет экологическое образование и воспитание в сохранении окружающей среды и формирование экологической культуры населения, бережное отношение человека к природе.
Главной задачей моей темы являются:
- воспитывать в детях заботливое и бережное отношение к живой и неживой природе;
- повысить знания детей о природе родного города;
- привить любовь к окружающему миру.
Все выше изложенное, я хочу направить на эффективность форм и методов нравственно экологического воспитания и разработку педагогических рекомендаций по развитию экологических знаний и воспитанию младших дошкольников, а также при необходимости для педагогов дополнительного образования.
Основная идея опыта.
Основной идеей моего педагогического опыта является процесс воспитания нравственно экологической культуры младших дошкольников и наиболее эффективное создание и реализация следующих педагогический условий:
- разрабатывая учебный процесс программы по экологическому образованию и воспитанию младших дошкольников, я опиралась на основу изучения природы родного края:
- при воспитании бережного отношения детей к природе я прививала любовь к изучению природы родного края, проводила беседы по умению вести себя в природе;
- при развитии экологических знаний о живой и неживой природе, мы проводили прогулки с детьми, обсуждая, сезонные изменения и явления, которые происходят в природе в течение года.
Теоретическая база.
Приступая к работе, над данной темой моего педагогического опыта, я применяла следующие методы исследования: изучение методической литературы, опрос, анкетирование, беседы, наблюдения за игровой и трудовой деятельностью детей.
За основу в теории я опиралась на научные труды известных Российских ученых-педагогов и экологов С. В. Алексеева, В. И. Андреева, Е. В. Бондаревской, С. В. Васильева, Н. Ф. Виноградовой, И. Д. Зверева, В. А. Игнатовой, К. М. Петрова.
Новизна.
Новизна моей работы с дошкольниками в МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида» положительно повлияла на разработку моей темы по нравственно экологическому образованию и развитию экологических знаний и на воспитание экологической культуры младших дошкольников.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней:
- разработана программа по нравственно экологическому образованию и воспитанию младших дошкольников;
- определены воспитательные и развивающие возможности нравственно экологического воспитании личности младшего дошкольника;
- выявлены хорошие педагогические условия и формы, методы нравственно экологического образования, способствующие развитию экологических знаний и воспитанию экологической культуры младших дошкольников;
Так же в образовательном процессе детского сада можно использовать мой материал педагогического опыта.
Технология опыта.
Чтобы привить любовь к природе, при нравственном экологическом воспитании, нужно показать детям ее красоту, ее уникальность.
Мой опыт работы по данной теме, уже принес положительные результаты, благодаря моей экологической программе, которую я использую в своём опыте.
Для эффективного развития младшего дошкольника уделяется большое внимание создание предметно–развивающей среды, ее правильного расположения с учетом возрастных особенностей детей. Все это ведет к благоприятным условиям для:
- нравственного воспитания;
- развития познавательного кругозора ребенка;
- эколого-эстетического развития;
- физического благополучия ребенка;
- формирования трудовых навыков;
- получения новых впечатлений.
Для того, чтобы достичь моих поставленных задач, в жизни и на занятиях, я использовала все образовательные области:
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
-«Социально - коммуникативное развитие»;
-«Художественно - эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Эффективно использовать в практике игры и игровые приемы, дидактический материал, наглядные пособия. Проводить беседы, анкетирование, консультации. Чтобы воспитывать в детях доброту нужно использовать чтение художественной литературы.
Также в свою работу, я стараюсь привлечь родителей. Небходимо использовать формы и методы в разной форме:
-консультации в папках-передвижках,
-родительские собрания,
-круглые столы,
-посещение родителями ООД,
-праздники, викторины.
Положительный результат у детей сформирует ответственность к окружающей среде, а так же будет достигнута тесная связь с педагогами и специалистами.
Результативность опыта.
Чтобы начать работу по диагностики, я заранее изучила и сделала опросы и тестирования дошкольников. Только цифры покажут результаты моей работы.
В течении 2 лет, я проводила диагностику с детьми (первая и вторая младшая группы). Диагностика проходила два раза в год. Первую - проводила в октябре, следующую - в мае. Давайте сравним результаты обследования детей за два года:
первая младшая группа 2017 – 2018 года;
вторая младшая группа 2018 – 2019 года.
Диагностика детей первой младшей группы № 1, которую я проводила в 2018 году, показала следующие результаты: низкий уровень- 57%, средний уровень- 38% и высокий уровень- 5% на начало года. В конце учебного года результат у моих детей был таким: н/ у- 22%, с/ у- 58%, в/ у -10%. Для себя я сделала вывод, что у детей проходит положительная динамика.
Обследование этих же детей, но уже во второй младшей группе в 2019 году, н/ у- 20%, с/ у-67%, в/ у- 13% на начало года. В конце учебного года результаты: н/у- 15%, с/ у -60%, в/ у- 25%.
Итак, выполняя эту работу я доказала, что в результате проведения различных видов деятельности ребенка, использование развивающей предметно игровой среды, интегрированной образовательной деятельности, просвещения родителей в области экологии, был получен положительный результат динамики в правильно м отношении детей к природе и развитии речи.
Список литературы.
1. Н. М. Барытко «Педагогика» :/ учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/, 2007. – 217 с.
2. Н. М. Барытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков «Педагогика»/ под ред. Н. М. Барытко. – М. : Издательский центр «Академия»/, 2007. – 496 с.
3. Виноградова Н. Ф. «Экологическое воспитание младших дошкольников : Проблемы и перспективы»/, М. : Просвещение/, 1990.
4. Грехова Л. И. «В союзе с природой» (методическое пособие) /»ЦГЛ» Москва – Ставрополь/, 2002 .
5. Захлебный А. Н. «Школа и проблемы охраны природы» /М. : Педагогика/, 1981.
6. Зосимовский А. В. «Нравственное воспитание в условиях социальных перемен»/, Педагогика. 1998. – 7с.
7. Коджаспирова Г. М. «Педагогика»/ учебник /, Г. М. Коджаспирова / М. : Гардарики/, 2007. – 528 с.
8. Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко «Нравственно-экологическое воспитание школьников», / Москва/, 2005.
9. Молодова Л. П. «Методика воспитания детей по экологическому воспитанию»./ М. : Издательство: Асар/, 2004.
10. Ожегов С. И. «Словарь русского языка» : Ок. 57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 14-е изд., Стереотип. – М. : Рус. яз. /, 1983. – 816 с.
11. Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх», «Академия развития» /Ярославль/, 2002 г.
12. «Воспитание нравственных качеств младших школьников» :/ Учеб. - метод. пособие /, В. Т. Чепиков. / Гродно: ГРГУ/, 2001. - 189 с.