Вагапова Лилия
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие поступки. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям. Развитие волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей.
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС до“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Патриотическое воспитание - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Период детства — особый этап возрастного развития, когда закладываются основные ценностные установки, которые будут расширяться, переосмысливаться и дополняться на протяжении всей жизни.
Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность малышей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.
Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной. Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы НОД. Большой интерес вызывают у детей игры в «Поездки и путешествия». При ознакомлении детей с родной страной, культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа.
Дети в младшем дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его. Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.
Ребенок дошкольного возраста осознает Родину и свое место в ней, исходя из индивидуального восприятия семьи, своего окружения, места, где проходят дни беззаботного детства. Многие отечественные педагоги сходятся во мнении, что знакомство с родным домом, улицей, историей семьи — это первый этап воспитания гражданско-патриотических чувств. Обязанности воспитателя в ДОУ заключается в усвоении ребенком общих фактов о родителях, бабушках и дедушках, других родственников и их ценности в жизни ребенка. Таким образом, патриотическое воспитание в детском саду включает в себя следующие компоненты: Создание условий для того, чтобы ребенок мог ощутить себя полноправной личностью, маленьким гражданином нашей необъятной страны. Актуализация внимания малышей на их семьях как основных носителях традиций родной культуры. Знакомство с домами, в которых живут дошколята (от архитектуры до культурно-личностных особенностей, далее — с родной улицей и родным городом (селом, поселком) и его главными достопримечательностями, культурно-историческими местами. Знакомство с самобытностью родного края, государственной символикой. Большое влияние на формирование у детей дошкольного возраста интереса к социальной жизни практика приобщения к российским традициям, праздникам — родительскому дню, дню города, Дню Защитников Отечества, Дню Победы, Дню Конституции. Последовательно перенимая модель поведения взрослых, малыши приучаются чтить почитать подвиги и память прошлых поколений, уважительно относится не только к членам своей семьи, но и другим детям из группы, воспитателям, окружающим людям.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Работу по патриотическому воспитанию начинаю с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Особое место в работе по нравственно - патриотическому воспитанию отвожу произведениям детской художественной литературе, русским и башкирским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Запланировано чтение: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Урал Батыр», «Дядя Степа» С. Михалков, «Первый в космосе» В. Баруздин, «Пограничник» С. Маршак, рассказывание русских и башкирских народных сказок.
Беседы «Российская Армия», «Символика России», «Символика республики Башкортостан», «Достопримечательности города Уфы и республики Башкортостан», «Солдаты и их личностные качества», «Защитники Родины», «Четвероногие бойцы», «Народы России», «Богатыри земли русской».
Было проведено множество мероприятий, формирующих нравственность и патриотизм у воспитанников. В 2019 году проводились мероприятия посвященные к 100-летию республики Башкортостан.
С родителями группы была проведена тоже большая работа по данному направлению. Совместно с родителями были организованы фотовыставки: «Моя семья», «Моя мама», выставки поделок: «Осенний урожай» - из овощей и фруктов, «Краски осени» - из осенних листьев, «Ёлочная игрушка», «Новогодняя коллекция», «Безопасная дорога», «Пластилиновая сказка»- создание мультфильмов из пластилина
Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. Родители вместе с детьми каждый раз являются активными участниками не только выставок, но и конкурсов. Работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата. Для родителей оформлены консультации, памятки, папки-передвижки. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила: отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остаётся, как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Дети вместе с родителями составляли генеалогические древа, рассказы о своей семье, о своих семейных традициях. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Знакомлю детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Проведены праздники и развлечения «Масленица», «Осень золотая», «8 марта», «Рождество», «Масленица».
Знакомство дошкольников с родным посёлком, с краем – процесс длительный и сложный. Проводится систематическая работа, и эта работа, в основном, проводится вне занятий.
Таким образом, педагогические условия организации деятельности по нравственно-педагогическому воспитанию, включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагаемого дошкольникам материала, комплексность характера воздействия, которое должно быть направленно на всестороннее формирование личности в коллективной и индивидуальной деятельности.