Ирина Валентиновна Таранова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
воспитание чувства патриотизма у воспитанников через музыкальную культуру.
Задачи:
- формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине через музыкальные произведения;
- воспитывать будущих защитников Отечества через музыкальные и танцевальные произведения;
- познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания;
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому музыкальному воспитанию в семье;
- закрепить знания о всенародных праздниках: «День Победы», «День космонавтики», «Новый год», «Масленица», «Святки», «День защитника Отечества», «День семьи, любви и верности», «День флага».
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
В. А. Сухомлинский
Статья 64 Федерального закона РФ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Направления в воспитании детей – нравственное и патриотическое неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.
Сегодня хочется остановиться и подробнее разобрать тему нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
Проблема.
Слабая патриотическая направленность молодого поколения. Надо донести до каждого ребёнка, что в будущем он является гражданином РФ, и его почётной обязанностью будет защита Родины, охрана её спокойствия и безопасности.
Воспитывая чувство гордости за свою армию и вызывая желание быть похожими на сильных, смелых Российских воинов, тем самым мы прививаем детям любовь к своей Родине, Гимну, Флагу.
Актуальность.
Материализм продолжает всё больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе русских классических произведений, отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Актуальность состоит в том, что естественное стремление дошколят знать культуру своего народа, владеть её достижениями сталкивается с ограниченным освоением музыкального материала. Необходима углубленная и систематическая работа по воспитанию патриотизма дошкольников средствами музыкальных произведений, а не поверхностная, эпизодическая практика этой работы.
Музыкальная программа, обладающая главной воспитательной функцией - формированием нравственно - поведенческих культурных норм человека, оказывается вне поля зрения педагогов.
Актуальность проблемы заключается ещё и в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в воспитанниках любовь к родной земле. Формировать такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к, доступным ребёнку, явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.
К. Д. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».
Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя.
Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь ещё в раннем возрасте, патриотические чувства важны для дальнейшего формирования личности.
Нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это важнейшие направления в воспитательной работе педагогов. Эти направления в воспитании детей неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа.
В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу.
При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература. Педагогические исследования по проблеме нравственного, патриотического воспитания многочисленны и разнообразны.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живём, гордились за свою страну, её историю, свой народ. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на её благо, беречь и умножать богатство.
Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребёнка о своей стране.
В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях - о Родине и о родной стране. Наблюдения за природой родного города, чтение сказок и разучивание пословиц и поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно - полезному труду.
Я сталкиваюсь с большими трудностями, когда начинаю цикл тематических музыкальных занятий о своём городе в старшей, в подготовительной и логопедической группах.
Дети не знают почему так назван город, как называется главная его улица. Если спрашиваю детей, кто из них любит гулять по историческим районам Таганрога или проезжает на машине по центральным улицам, то единицы поднимают руки.
Знакомство дошкольников с историей родного города является непростой задачей, потому что маленькому ребёнку нелегко осознанно представить его историю достопримечательностей. Работа должна вестись последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному – район, город, область, страна.
Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у детей постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Так же, одним из слагающих любви к природе, является музыка.
Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать её в музыкальном воспитании дошкольников.
Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Возникает вопрос: «Как это сделать, ведь далеко не всякий взрослый может слушать классическую музыку?»
Приучать дошкольников к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности.
Задача музыкального руководителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию воспитанника определённого возраста.
Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера.
Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии.
Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно. А начиная со старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.
Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким - то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.
Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый
говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально - психологическое благополучие.
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Использование народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.
Особое значение в рамках нравственно - патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрывается величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.
Чтобы воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной войны.
Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День России», «9 Мая – День Победы», «Первый в космосе», «День Российского флага», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
Неоценимую роль в патриотическом воспитании несут в себе песни военной тематики: «Песня про Армию», «Буду военным», «Все мы моряки», «Пограничник», которые дети исполняют с особым желанием и эмоциональным подъёмом.
Знакомим детей и со взрослым репертуаром.
Песни военных лет не должны предаваться забвению, они – часть истории нашего государства.
Итак, совместное решение задач нравственно - патриотического воспитания дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности:
- формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;
- формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;
- формирование духовно - нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно - нравственные отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитания любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста включает :
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно - прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями;
- знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;
- знакомство с городом, его историей, гербом, флагом, традициями, выдающимися горожанами, достопримечательностями;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Для более эффективной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи.
Это сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается:
- в установлении доверительно - деловых контактов с семьями воспитанников;
- обеспечении родителей минимумом психолого - педагогической информации, обучении их способам общения с ребёнком;
- обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; - вовлечении членов семьи в педагогический процесс;
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства.
В заключении хочется сказать, что вся работа, направленная на нравственно - патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с нашими воспитателями. Совместно с ними, через музыкальную деятельность решаем следующие задачи:
- формируем духовно - нравственное отношение и чувство сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду;
- развиваем познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями;
- побуждаем детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через пение, творческое движение;
- развиваем эмоциональный фон дошкольников через музыкальные впечатления;
- воспитываем потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства;
- воспитываем патриотические чувства детей, используя поэтические образы родной природы;
- учим дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные каналы (слух, зрение);
- воздействуем на духовное начало ребёнка через восприятие музыки, песню, танец, музыкально – ритмические движения;
- закрепляем знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через музыку;
- воспитываем любовь и уважение к ветеранам войны, вызываем желание быть похожими на них;
- воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, происходит воспитание в них чувства патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, работа эта интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
В заключении хочется сказать, что музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроение ребёнка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно - патриотических чувств.