Константинова Анастасия
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
В последнее время мы можем наблюдать размытые представления о нравственности и о патриотизме среди молодого поколения. Изменилось отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Личностные интересы превыше коллективных. Эта общественная реалия транслируется и на младшее поколение.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Общеизвестно, что ведущая роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у ребё нка принадлежит семье: всё начинается с семьи, с её традиций. Родители – самые первые, близкие и самые убедительные «образцы» поведения. Также и мы, воспитатели, играем немаловажную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Помочь ребёнку разобраться что есть добро, а что зло, не оставить его равнодушным ко всему живому, привить любовь и заботу к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Давайте разбираться, что же такое нравственно – патриотическое воспитание.
Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Патриотизм – это любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, направленное на формирование и раскрытие в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей и тех, кого зовут соотечественниками.
Задачи нравственно-патриотического воспитания :
• воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;
• воспитание уважения к труду, уважения к ветеранам войны и труда;
• воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);
• развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников мы использовали следующие методы:
1. Тематические занятия и тематические недели.
2. Наблюдения и целевые прогулки (наблюдения за живой и неживой природой).
3. Беседы с детьми (о Родине и её столице Москве, о малой Родине (о родном городе Балашове, о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны).
4. Рассматривание и обсуждение репродукций картин знаменитых русских художников (И. И. Левитана, И. И. Шишкина и др., тематических альбомов («Мой родной город Балашов»).
5. Чтение детских народных сказок и художественных произведений.
6. Разучивание с детьми стихотворений, пословиц, поговорок о родине, семье и т. д.
7. Прослушивание литературных и музыкальных произведений и государственного гимна РФ.
7. Знакомство детей с народными промыслами: с разными видами народной декоративной росписи, с декоративно-прикладным творчеством, с национальными костюмами.
8. Игры ( дидактические: «Мемо, достопримечательности России», «Мемо, весь мир», подвижные: «Чурилки», «Васька-кот», «Сова», «Огуречик» и др.).
9. Показ сказок и познавательных мультфильмов (мультипликационный сериал «Гора самоцветов» - по мотивам сказок разных народов, живущих на территории России; и «Мульти-Россия» - цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России).
10. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада и в группе).
11. Праздники и развлечения.
12. Взаимодействие с родителями.
Успешное решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляются в разных формах:
- организация совместных выставок детских рисунков, фотографий;
- привлечение родителей к участию в праздниках, конкурсах;
- подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек, информационных стендов;
- консультирование родителей.
Таким образом, родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.
Большая роль в реализации работы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т. к. воспитание чувств - процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневная целенаправленная и систематическая работа взрослого с ребенком, в результате и посредством которой формируется такое сложное образование, как нравственно-патриотическое воспитание.