Чирохина Ольга Николаевна
«Новые подходы в организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста»
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Она помогает вхождению ребенка в общество.
В игре развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми: - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Публикация «„Новые подходы в организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Дети нашей группы играют в разные сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Супермаркет», Салон красоты», «Семья» и т. д., но также у них появляются и новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, оператор и т. д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Путешествия», «Служба спасения» и т. д.
Наблюдение за играми детей показало, что игры детей бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, дети не могут принять решения в игровых ситуациях, им сложно организовать новую игру, отобразить отношения людей в этой игре.
В том, что современные дети не умеют играть, есть несколько причин.
Дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают их деятельности, плохо знакомы с трудовыми и личными отношениями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители.
Главная причина неумения детьми играть кроется в разрушении естественного механизма передачи игровой культуры. Сюжетная игра возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастное сообщество, включающее в себя несколько поколений детей. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу; в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках, занятиями с репетиторами. Сильными факторами разобщения детей являются информационно-коммуникативные технологии.
Поэтому важную роль здесь играет взрослый, задача которого - стать направляющим и связующим звеном в цепочке «ребёнок - игра», тактично поддерживая руководство и обогащая игровой опыт дошкольников.
Опираясь на задачи программы, реализуемой в нашем ДОУ для детей подготовительной группы, а также из наблюдений за играми детей, мы поставили следующие задачи:
1. Знакомить детей с трудом взрослых
2. Формировать умение объединяться со сверстниками для совместной игры, договариваться
3. Использовать положительные моменты информационно-коммуникативных технологий в развитии сюжетно-ролевой игры
4. Объединять в сюжетной игре детей разного возраста
5. Развивать у детей инициативу и самостоятельность
В своей работе по формированию представлений о труде взрослых у детей мы используем: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин и репродукций, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых, дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и расширяющие представление о мире профессий, их взаимосвязях. Так же мы используем и сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям отражать в игре мир взрослых, а также включать реальные трудовые процессы (шитье кукольной одежды, изготовление мебели) в игровой сюжет.
Как «рождаются» новые сюжеты, новые линии знакомой игры?
Во время игры в «Семью» (сюжет «Подготовка к празднику», появилась необходимость купить подарки. Так как игра проходила в ранние утренние часы, а магазины в это время еще закрыты, мы стали размышлять как приобрести товары, не выходя из дома. Пришли к выводу, что можно сделать заказ через интернет магазин. Организовали игру «Интернет-магазин»
Обсудили, услугами каких магазинов пользуются дети вместе со своими родителями, кто принимает заказ у клиентов, познакомились с профессией менеджер по продажам, с его деловыми качествами.
Менеджер по продажам - это связующее звено между покупателями и торговыми организациями, он проводит сделку, оформляет заказ и передает его в отдел заказов, контролирует соблюдение сроков и условий. Он работает в отдельном кабинете или имеет отдельное рабочее место, свою работу он выполняет как правило в одиночку и сам несет за нее ответственность.
Затем мы обговорили как сделать заказ; как его оплатить: пластиковой картой онлайн или при получении; оформили заказ.
А дальше детям было непонятно каким же образом товар дойдет до покупателя.
Кто-то из детей сказал, что они с родителями ходят в пункт выдачи. Ребята знакомы с пунктами выдачи интернет магазинов Wildberries, Ozon, а вот товары с AliExpress приходят на почту.
Так «родилась» новая линия игры «Почта» - «Служба доставки».
Вместе с детьми стали искать информацию о работе службы. Здесь на помощь пришли информационно-коммуникативные технологии. Мы использовали, готовые презентации для знакомства с профессиями, виртуальные экскурсии: Фиксики в КидБурге – экскурсия на почту- Почта в городе профессий; Галилео – Почта России; по секрету всему свету – Почта. Учились пользоваться голосовым помощником, познакомились с «устройством» интернет магазина.
В результате дети познакомились с такими профессиями как:
Оператор на почте – человек, который принимает и выдает посылки.
Сортировщик – человек, который сортирует посылки в почтовом отделении.
Курьер — человек, работающий в учреждении, разносящий деловые бумаги письма, небольшие грузы, посылки.
Водитель-экспедитор - это сопровождающий грузы ответственный сотрудник, владеющий в полном объеме информацией о правилах транспортировки ввереного ему груза.
Подобрали и изготовили недостающие атрибуты для игры.
В ходе игры мы решали задачи не только по социально-коммуникативному развитию, но и затронули задачи познавательного (ФЭМП) и речевого развития.
Так при изготовлении и оформлении посылок дети упражнялись в написании цифр индекса.
При заполнении строки «КОМУ» использовали упражнение «Перепутанные буквы» - буквы, чтение. Буквы перепутались и невозможно понять имя адресата. Нужно расставить буквы на правильные места и прочитать имя.
При сортировке посылок в почтовом отделении использовали своеобразный «математический код» из набора геометрических фигур, а также примеры на сложение. Этот код помогал разложить посылки на свои места: положить посылку на полку с таким же «кодом», а также по «коду» клиент мог получить свою посылку.
Использовали в качестве марки цифру на посылке, которая соответствовала результату сложения какого-либо примера на полке или квитанции клиента.
Обыгрывая роль водителя и курьера использовали «Лабиринты» - схему маршрута – ориентация на плоскости.
При решении задачи: объединять в сюжетной игре детей разного возраста, возникли сложности в силу объективных причин (сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка). Тем не менее эта работа запланирована и отражена в плане взаимопосещений с детьми старшей группы №5: совместные сюжетно-ролевые игры. Мы надеемся, что в скором времени эту задачу мы тоже реализуем.
Таким образом, в игре дети учились взаимодействовать, общаться, строить диалог, планировать свою деятельность, оценивать качество выполнения своей роли и товарищей по игре. А традиционная игра «Семья» пополнилась новыми игровыми сюжетами.
Освоив новую игру, и играя в хорошо знакомые игры, нашим детям сложно организовать их самостоятельно, тяжело развивать сюжет, дети «застревают» на одних и тех же ролевых действиях.
Поэтому в своей практике мы стали использовать технологические карты сюжетно-ролевой игры.
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры – это способ графического проектирования игрового сюжета; своеобразная пошаговая инструкция для детей по организации сюжетной игры.
Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Разработанная модель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Чтобы дети могли «прочитать» эту карту, мы составляем её вместе. Вместе придумываем игровые сюжеты, которые записываем, затем эти сюжеты превращаем в графические рисунки, т. е. моделируем ситуации.
На первых этапах технологическая карта состояла из небольшого количества схем-фрагментов:
1. Пригласим друзей
2. Распределим роли
3. Подберем атрибуты
4. Играем
5. Убираем игрушки после игры
По мере обогащения игрового опыта детей и дополнения игры параллельными игровыми линиями технологическая карта дополнилась новыми схемами-фрагментами:
• Оборудование автозаправки
• Автомастерская
• Бесконтактная доставка
• «Мастерская» по изготовлению нужного атрибута
Новые схемы подсказывает взрослый.
Таким образом, использование технологической карты сюжетно-ролевой игры пробуждает и поддерживает интерес детей к игре, а также способствует проявлению самостоятельности и инициативы.
Применение технологических карт помогает:
1. Формированию у дошкольников навыков организации сюжетно-ролевой игры
2. Формированию у дошкольников таких качеств, как инициативность и самостоятельность
3. Развитию адекватной самооценки у дошкольников
Таким образом современные подходы в организации игровой деятельности, способствуют:
• решению поставленных задач по ознакомлению с трудом взрослых;
• развитию у детей таких качеств как: эмоционально-положительная направленность в общении и стремлении к сотрудничеству в детском обществе, самостоятельность и инициативность, позитивная установка к различным видам труда;
• развитию самих сюжетно-ролевых игр;
• приобретению нового социального опыта взаимодействия с другими людьми.