Аджекова Айгуль
Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера»
Аджекова Айгуль Саадиновна
МБДОУ «Детский сад «Земляничка»
Актуальность:
В Уставе Всероссийской организации здравоохранения отмечается: здоровье-это не только отсутствие болезней и физических деффектов, а состояние полного и духовного благополучия. Здоровье-совокупность физических, психических и социальных качеств человека, которые составляют основу его долголетия и осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Публикация «Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера» размещена в разделах
Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком. Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни.
Представление о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
Здоровый ребёнок – это целостный телесно-духовный организм.
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. После 7 лет сформированное ядро личности адаптируется к окружающей обстановке. Поэтому после 7 лет начинать оздоровление и воспитание детей уже поздно. Основным результатом здоровьетворящего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Но никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека. Каждый третий ребёнок в детском саду имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: экологические, генетические и медицинские.
К актуальным проблемам детского здоровья относятся:
• Гиподинамия;
• Стрессы;
• Тревожность;
• Агрессия.
Это привело коллектив детского сада к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания,
организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувства бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа в сотрудничестве с семьёй, всего коллектива образовательного учреждения на длительный период времени.
Особенности физического воспитания детей в условиях Крайнего Севера обусловлены суровыми климатическими условиями местности : перепады температуры воздуха, силы ветра и давления, низкое содержание кислорода в атмосфере создают дискомфортные условия для жизни и развития детей в Заполярье. В течение года в Норильском районе 203 дня бывает с метелями, 267 – с морозами, 233 – с осадками, а 286 дней лежит снег. Также своеобразен световой режим. Он отличается чередованием полярного дня и ночи. Полная полярная ночь длится 45 суток. Это с 30 ноября по 13 января. В это время солнце совсем не всходит над горизонтом. Климат Заполярья оказывает влияние на физическое развитие детей, затрудняет проведения некоторых режимных моментов и организацию работ по развитию движений. Кратковременность, а иногда полное отсутствие прогулок в морозные дни, длительное пребывание в помещении приводит к возникновению «моторного голода» у детей.
Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер в ДОУ общеизвестно. Здоровье и основанная на нём жизненная целостность организма могут стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов.
Целью данной работы являются:
1) Сохранение и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости.
2) Профилактика психоэмоционального напряжения детей.
3) Помощь и педагогическая поддержка в период адаптации ребёнка в условиях ДОУ.
4) Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
5) Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
6) Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
7) Воспитание потребности в здоровом образе жизни, подготовка детей к жизни в социуме.
8) Комплексное решение физкультурно - оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.
9) Поиск новых форм взаимодействия с родителями для решения оздоровительных задач.
Ожидаемые результаты:
1) Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
2) Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
3) Овладение навыками самооздоровления;
4) Снижение уровня заболеваемости.
Основные принципы работы:
1) Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
2) Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
3) Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности;
4) Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровнего развития и состояния здоровья;
5) Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Основные направления работы ДОУ:
Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.
Содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста состоит из следующих разделов:
Лечебно-профилактическая работа, которая включает физиолечение, массаж, фито- и витаминотерапию, здоровый сон, закаливание, рациональное питание, качественный уход за детьми и формирование у них привычек здорового образа жизни.
Обеспечение психологической безопасности ребёнка. Оно предполагает многовариантный режим жизнедеятельности, использование как макро-, так и микроциклов интеллектуальных и физических нагрузок.
Оздоровительная направленность образовательного процесса – это система мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребёнка во время занятий.
Социально-педагогическая и психологическая поддержка детей из проблемных семей. Её содержанием является организация работы с семьями группы риска и детьми, находящимися по той или иной причине в ситуации риска (например, если адаптация проходит очень тяжело).
Обеспечение двигательной активности в детском саду. Движение – главное проявление жизни ребёнка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, заболеванию. Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, поэтому в нашем детском саду мы создаём необходимые условия для самостоятельной двигательной активности детей.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. Продумано размещение игрового материала в группе таким образом, чтобы оставалось свободное место для движений. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
К технологии сохранения и стимулирования здоровья относится:
1. Обеспечение здорового ритма жизни:
а) Щадящий режим;
б) Гибкий режим;
в) Организация микроклимата и стиля жизни группы;
г) Учёт биоритмов;
д) Учёт лунного ритма;
е) Учёт астрологического прогноза;
ж)Осмотр детей врачом-педиатором, медицинской сестрой оздоровительных групп.
2. Гигиенические и водные процедуры:
а) Умывание;
б) Мытьё рук;
в) Игры с водой;
г) Обеспечение чистоты среды;
д) Занятия в бассейне.
3. Свето-воздушные ванны:
а) Проветривание помещений (в том числе сквозное);
б) Прогулки на свежем воздухе;
в) Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
4. Арома – и фитотерапия:
а) Аромамедальоны (киндерчесночницы);
б) Сеанс фитоаэрононизации «Ромашка»;
в) Фитопитание (чай, отвары);
г) Полоскание рта и горла настоем трав.
5. Диетотерапия:
а) Рациональное питание;
б) Индивидуальное питание (аллергия).
6. Светотерапия:
а) Обеспечение светового режима;
б) Световое сопровождение среды и учебного процесса.
7. Стимулирующая, общеукрепляющая и профилактическая терапия:
а) Адаптогены;
б) Поливитамины;
в) Оксолиновая мазь;
г) Йодоморин;
д) Дрожжевой напиток;
е) Витаминизация третьего блюда;
ж) Экстрат элеутеракокка.
8. Криотерапия:
Использование игр со льдом;
9. Дыхательная гимнастика:
Игры и упражнения;
10. Глазодвигательная гимнастика:
Игры и упражнения;
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:
1. Физические упражнения:
а) Утренняя гимнастика;
б) Физкультурно-оздоровительные занятия;
в) Подвижные и динамические игры;
г) Профилактическая гимнастика (улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
д) Звуковая гимнастика;
е) Занятия в спортивных секциях;
ж) Игровой час (бурящая гимнастика) используется воспитателями в работе с детьми первой и второй младшей группы ежедневно после сна. Это комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений;
з) Остеопатическая гимнастика, которая проводится после сна в постелях каждый день;
и) Дорожки здоровья широко применяются воспитателями для обучения правильной ходьбе, формирования правильной походке
к) Кинезотерапия – это комплексное применение различных движений для оздоравливания детей;
л) Терренкур (дозированная ходьба);
м) Бэби-йога;
н) Спортивные игры.
2. Закаливание
а) Контрастное воздушное закаливание;
б) Босоножье;
в) Игровой массаж;
3. Активный отдых:
а) Развлечения, праздники;
б) Игры-забавы;
в) Дни здоровья;
г) Каникулы;
д) СМИ (ситуативные малые игры) – ролевая подражательная имитационная игра.
4. Пропаганда ЗОЖ:
а) Беседы;
б) Консультации;
в) Тематические занятия (экологические, физкультурные);
г) Досуги, развлечения (совместные родителей с детьми);
д) Круглые столы;
е) Советы родителям;
ж) Обмен опытом семейного воспитания;
з) Семейные газеты.
Существуют ещё коррекционные технологии :
1. Музтерапия:
а) Муз. сопровождение режимных моментов:
б) Музыкальная пауза;
в) Звуковое пение;
г) Музоформление фона занятий.
2. Арт-терапия:
Воздействие различными видами искусств;
3. Сказкотерапия:
Единый двигательный комплекс;
4. Артикуляционная гимнастика:
Фонематическая грамотная речь без движений;
5. Библиотерапия:
Лечение книгой.
6. Профилактика психоэмоционального напряжения:
а) Психогимнастика;
б) Игры-тренинги;
Известный педагог В. А. Сухоминский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Основная цель дошкольного образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие в соответствии с принципом целесообразности. Только систематическое комплексное проведение оздоровительной работы с ребёнком даёт желаемый результат.
Список использованной литературы:
1. Юдина Е. Г., Степанова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М. : -Изд-во Просвещение 2003 г. 142с.
2. Петрова Л. А., Валова М. А. Как сохранить здоровье дошкольников. Волгоград, 2008.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. ,2008.
4. Чупаха И. В., Пужаева Е. З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М. : Илекса, Народное образоввание; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 – 400 с.