Светлана Чеканова
Нетрадиционные методы терапии в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижения максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровления всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной деятельности педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса. Создавая психофозиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Публикация «Нетрадиционные методы терапии в коррекционной работе» размещена в разделах
Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов, на мой взгляд, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, АПИ-, глина-, восюк кристаллотерапи и др., но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-. музыко-, хромотерапия-, аурикулотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правила, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей. Хочу остановиться лишь на тех методах, которые я использую в работе с детьми-логопатами. Рефлексотерапия.
Многочисленные исследования подтвердили достаточно высокую эффективность, простоту и экономичность методов рефлексотерапии. А также отсутствие аллергических реакций и осложнений при их применении. В 1969 году французский врач П. Ножье выдвинул гипотезу о сходстве внешнего уха с эмбрионом, находящимся в утробе матери. На основании этой гипотезы П. Ножье разработал схему расположения акупунктурных точек и зон в области ушной раковины.
занимались отечественные исследователи: В. Г. Вогралик (1961, Д. М, Табеева и Л. М. Клименко (1976). Р. А. Дуринян (1983) и др. Сущность электропунктурной рефлексотерапии заключается в том, что с целью воздействия на биологические процессы в организме применяется электричество в виде микротоков слабого напряжения, приближающихся по своим параметрам к точкам, сопровождающие биологические процессы. В последние годы в комплексе лечебно-профилактического воздействия на организм человека широко используются многие виды рефлексотерапии. Достаточно эффективным оказывается использование некоторых видов рефлексотерапии в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи. Одним из методов рефлексотерапии является аурикулярная рефлексотерапия. Целенаправленное воздействие методами аурикулоэлекропунктуры (аппаратного воздействия микротоком на акупунктурные точки ушных раковин) на общее состояние организма человека, на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствует преодолению артикуляторных. Дыхательных и голосовых расстройств, восстановлению нарушенной нервной регуляции речи; позволяет в 3-4 раза сократить сроки преодоления сложных речевых расстройств (заикание, дизартирия, ринолалия, нарушение голоса и др.)
Сочетанное, дозированное и дифференцированное использование точечного массажа, артикуляционного массажа и аурикулопунктуры позволяет корректировать отклонения в вегетативной и центральной нервной системе, при необходимости устранять повышенную возбудимость речевых центров, нормализовать тонус мышц речевого аппарата. Состояние артикуляционной моторики.
Для электрорефлексодиагностики и терапии используется аппарат типа «Пчелка» (создатель Иванов Виктор Афанасьевич академик МЛН ЭБ, профессор, доктор медицинских наук). С помощью этого прибора можно определить низкоомные участки кожи на ушных раковинах, определяется разность электропотенциалов АТ. Недостающая величина потенциала компенсируется добавлением электрического тока необходимой полярности. За лечебный эффект принято считать выравнивание величины разницы потенциала. Время воздействия на каждую точку 2-3 минуты. Средняя продолжительность курса лечения 8-10 дней.
К пользованию прибором «Пчелка» допускаются лица, прошедшие специальную подготовку.
Принцип подбора точек воздействия, их сочетаний на каждый сеанс разрабатывается для каждого индивидуально, исходя из общих симптомов и объективных данных обследования логопатов врачами и логопедами, а также с учетом общим рекомендаций и показаний для рефлексотерапии.
Ароматерапия. Физиолог Д. И. Шатенштейн в 1939 г. Впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность. Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут руководить нашим поведением через подсознание. В Японии проблему производительности труда и снижения уровня утомляемости предложили решать с помощью различных запахов. Фирмой «Сумицу» разработано более 20 вариантов фитокомпозиций. Японские ученые выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды - на 20%, жасмина - на 25%, лимона на 50%.
Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел различных растений.
Цели:
-нормализовать мышечный тонус;
-повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе; с помощью масел можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, поднять работоспособность, улучшить настроение. В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающее высоким эффектом воздействия. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Ароматы воздействуют и на концентрацию внимания. Масла ромашки, лаванды оказывают успокаивающее воздействие. Для создания особенного настроения и повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду, масло чайного дерева.
Оборудование:
Ароматизационные лампы (три-пять капель масла на чашу, наполненную водой; свеча в аромалампе. нагревающая воду в чаше и способствующая испарению масла с ее поверхности).
Психоэмоциональное действие эфирных масел:
Лавандовое – снимает стресс, состояние тревоги, повышает концентрацию внимания.
Мятное – повышает настроение.
Ромашковое – успокаивает, способствует запоминанию.
Розмариновое – улучшает память.
Эвкалиптовое – устраняет повышенную утомляемость, оживляет умственную деятельность.
Ароматерапия показана ослабленным или, наоборот, перевозбужденным детям.
Музыкотерапия – лекарство, которое слушают.
Было замечено, что легкая, спокойная музыка датского композитора и музыканта Фрэнсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.
Цели:
-создать положительно-эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора
тревожности, неуверенности);
-стимулировать двигательные функции;
-развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия,
представления) и сенсорные способности;
-развивать дыхательный и артикуляционный аппарат;
-активизировать речевую функцию;
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Применение музыкального звука в лечебных целях способствует активизации резервных возможностей человеческого организма. Главными выразительными средствами музыки следует признать звуки.
Классическая музыка несет в себе огромный потенциал, поэтому необходимо использовать эти возможности в терапевтических целях. Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Р. Вагнера, оперетты Ж. Оффенбаха, «Болеро» М. Равеля с их нарастающим ритмом. Улучшению настроения способствуют произведения Ф. Гайдна, Д. Россини и большинство произведений В. А. Моцарта. Сонаты Л. ван Бетховена помогают ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность, проявить творчество. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми.
На занятиях можно использовать следующие приемы музыкотерапии :
-прослушивание музыкальных произведений;
-ритмические движения под музыку;
-сочетание МУЗЫКИ с работой по развитию ручного праксиса;
- пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Хромотерапия
(цвеготерапия, светотерапия)
Хромотерапия - наука, изучающая свойства цвета.
Цели
-нормализовать мышечный тонус;
-нейтрализовать негативное состояние
Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствую! приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают, угнетают (В. М. Бехтерев, В. А. Скумин). Помимо зрительных образов глаз выполняет важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнею к различным отделам центральной нервной системы. Ученые доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.
Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определенные химические свойства и может быть использована в медицине. Красный, стимулирующий, цвет тонизирует, синий успокаивает нервы, пурпурный очищает кровь, устраняет болезни печени. По данным французского ученого Фере, при облучении кисти человека различными лучами меняется сила сжатия кисти: под действием оранжевого цвета она увеличилась в 1,5 раза, а красного - в 2 раза по сравнению с обычными условиями. Немецкий психоневролог Гольштейн установил, что если человека с завязанными глазами облучить красным светом, он стремится развести руки; при освещении синим - свести. Объяснение этому фактору найти трудно. Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться.
Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно создавать цветовой фон освещения.
Эффект применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. Применение вышеперечисленных методов терапии в коррекционном обучении способствует достижению положительных результатов в обучении в более короткие сроки.