Елена Милушова
Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников ДОУ
▼ Скачать
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников ДОУ» размещена в разделах
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для этого я в своей работе стараюсь использовать нетрадиционные формы общения с родителями, так как они направлены на установление неформальных контактов с родителями и на привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Нетрадиционные формы общения строятся на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся :
• информационно-аналитические;
• познавательные;
•досуговые;
• наглядно- информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тесты, анкетирование.
Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.
Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Родительская почта» группы - это сделанный нами почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, формируют у родителей практические навыки воспитания детей
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях мы используем такие методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, способствуют включению родителей в обсуждение проблемы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор.
Форма проведения родительского собрания зависит от запросов и интересов родителей, это может быть и «Семинар – практикум», на котором выступают не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями обыгрываем проблемные ситуации, применяем элементы тренинга.
То может быть и мини-собрания, где выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания, где родители делятся своим опытом в воспитании ребенка, или деловая игра и вечер вопросов и ответов, либо заседание в виде круглого стола, родительской гостиной.
На родительских собраниях нетрадиционной формы мы стараемся использовать различные методы активизации родителей. Для этого мы проводим с ними ролевые, имитационные и деловые игры.
Игра «Связующая нить» Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа.
Упражнение «Настроение».
Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем.
«Хорошо-плохо» предлагаем высказать полярные мнения по одному вопросу, проблеме, например, что хорошего в наказании, и что в нем плохого.
Организуем «Мастер-классы», например по изготовлению традиционной тряпичной куклы-оберега «Берегини», где родители с детьми узнали много интересного и полезного из быта русского народа.
Но к проведению мастер-класса мы привлекаем и родителей, которые могут чем-то поделиться, чему-то обучить других родителей или детей. Так например, папа в нашей группе провел мастер-класс по игре в шахматы для детей. Дети были в восторге и вечером просили пап тоже прийти в детский сад поиграть с ними.
Проводим с родителями индивидуальные консультации, беседы. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
Кроме того, мы используем приемы создания ролей для родителей.
Гость группы. Мы поощряем приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. Наши родители помогают нам в благоустройстве участков, в создании предметно-развивающей среды в группе, помогают в организации мероприятий и принимают участие в них, проводят мастер-классы и многое другое.
Самая популярная и любимая форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, спортивные соревнования) помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Наши родители выступают в роли непосредственных участников: участвуют в мероприятиях «Мама, папа и я – спортивная семья», «Наши папы-лучше всех», участвуют в составлении сценария, играют роли на утренниках, помогают в оформлении зала и т. д.
Организуем выставки работ родителей и детей- «Природа и фантазия», «Символ года», «Дары осени», семейные вернисажи «Как мы провели выходные?», «Наши веселые прогулки», «Как мы готовимся к Великой Пасхе т. д
Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей
Проводим совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. (например, мы провели акции «Подари книгу другу», или «Подари игрушке вторую жизнь»). Благодаря такой форме работы с родителями у нас обновилась и пополнилась библиотека группы, появились интересные игрушки, игры.
К данным формам также можно отнести и коллекционирование. У нас в группе одна мама шьет замечательные куклы для своей дочки, и у них собралась уже небольшая коллекция таких кукол. В планах у нас проведение мастер-класса с мамой Миланы для родителей.
Наглядно – информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагог
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомим со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Встречи с интересными людьми. Мы приглашаем в гости родителей разных профессий и дети после мероприятия с восхищением рассказывают о том, какой у них сильный и смелый папа, или какая добрая, умная мама.
Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание фотогазет к Дню Матери, ко Дню Победы, к Дню Защитника Отечества, стендов, оформленных совместно с родителями : «Семья –это главное в жизни», «Как интересно мы живем», «Мы любим трудиться»; создание родителями альбомов, фотоколлажей «Мама,папа и я-наша дружная семья», «Моя малая Родина», проведение экспериментальной деятельности и многое другое.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей. Эффективность проделанной работы по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками в любом деле.