УМА ДЖАФАРОВА
Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников»
«Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников»
Ведущая педагогическая идея: внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в деятельность образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Такие формы работы с семьей способствуют сближению родительского коллектива, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении».Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Информационноаналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Познавательные – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами родителями, детьми
Наглядноинформационные : информационноознакомительные; информационнопросветительские - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Примерные нетрадиционные формы работы с родителями :
Презентация дошкольного учреждения;
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
Педагогический совет с участием родителей;
Родительские конференции;
Мини -собрания;
Педагогические консилиумы;
Семейные клубы;
Деловая игра - простор для творчества;
Тренинговые игровые упражнения и задания;
Вечер вопросов и ответов;
«Дискуссионный клуб»;
«Круглый стол» с родителями;
«Заочные» консультации;
«Родительская почта»
«Телефон доверия».
Удачной находкой в работе с родителями, оказалась проектная деятельность, где родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса. Так в группах нашего детского сада проходит семейный проект «Здорово здоровым быть!», целью которого являлось формирование у детей и родителей ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Эффективность работы повышается тогда, когда знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. В проекте родители совместно с детьми оформляют семейные газеты «Моя спортивная семья», рисуют рисунки «Чем мы любим заниматься». Одной из изюминок этого мероприятия стала идея вспомнить любимые игры родителей в детстве. Родители приносят в группу свои детские фотографии с описанием той игры, в которую они любили играть в детстве, а воспитатели с детьми оформили газету «Любимые игры детства родителей».
Также родители приглашаются на совместное физкультурное занятие, на котором дети формируют двигательные навыки, и по ходу занятия идет обучение родителей. Давая возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, мы помогаем создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности и снизить дефицит общения.
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели.
Конечно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Итогом всей проделанной работы становится спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья». Проведённая совместная деятельность сближает педагогов и родителей, родителей и детей, сдружает семьи.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями приносят удивительные результаты! Чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. И только совместными усилиями семья и детский сад, дополняя и поддерживая, друг друга, могут достигнуть желаемых результатов. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.