Анна Терещенкова
«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.
Публикация «„Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Большинство детей с ОВЗ имеют множество речевых недостатков, особенно ярко они проявляются в звукопроизношении. Поэтому с целью коррекции звукопроизношения, начиная с раннего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата, т. е. Использовать артикуляционную гимнастику. Практика показывает, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. Именно поэтому внимание было обращено к необходимому и нестандартным формам проведения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
1. Биоэнергопластика, Фонетическая ритмика. Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Применение бионергопластики способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:
-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;
-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;
-активизируется речевая функция
-повышается работоспособность.
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись. (движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движения-ми, является фонетическая ритмика. Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями. Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.
Очень полезно петь гласные, с использованием картинки-символа, с длительным плавным движением рук, (можно использовать мелодию Новиковой-Иванцовой) :
«А» : широко разводим руки вперед - в стороны.
«У» : плавное движение обеих рук вперед.
«О» : плавное движение обеих рук в стороны - вверх.
«И» : плавное движение обеих рук в стороны.
2. Гастрономически-логопедические игры. Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше. А теперь де-лаем усы, удерживая соломинку губами. Поймай соломинку, играем в лягушку, где соломинка -это «комарик» (язык дотрагивается до соломинки. Которую передвигаем по разным сторонам, соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком, удержи шарик-конфетку в языке, как в чашке. По облизывай Чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу. Упражнения очень интересны для наших деток, они выполняют их с удовольствием.
3. ЛЕГО – педагогика. Одно из новых направлений в современном образовательно-коррекционном процессе. ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность.
ЛЕГО - конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности. Конструктор ЛЕГО удобен и в применении. Его можно использовать на полу и на столе, применять в НОД, в игре, и не бояться, при этом, его сломать. Важно уметь использовать игровые приемы ЛЕГО на коррекционных занятиях, т. к. Работа с этим конструктором значительно повышает мотивацию у детей, учит созидать, активизирует речь, развивает оптико-моторную координацию. Вот некоторые примеры использования ЛЕГО на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения:
- конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «Домик-рот», «Машинка» «Утенок»)
-конструирование определенной буквы, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;
- конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (Л-кораблик, Р - ма-шинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток);
- дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания перед ними картинок);
- при помощи ЛЕГО - конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;
4. Сенсорная комната. Для проведения артикуляционной гимнастики на интегрированных занятиях. Выготский Л. С. Писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного вы-падения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так психолога. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими помимо речевых нарушений, сложные сочетанные дефекты развития: (ЗПР, СДВГ, быстро утомляемые, слабость нервной системы, высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания, памяти) подтолкнули нас к идее интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием сенсорной комнаты. Сенсорную комнату мы используем так же для проведения артикуляционной гимнастики на интегрированных занятиях. И это не случайный выбор, так как сенсорная комната –это организованная особым образом окружающая среда, которая с помощью различных элементов создаёт ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с различными проблема-ми.
5. Самомассаж- это эффективное средство стимуляции кинестетики и нормализации мышечного тонуса, которое включает совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, выполняемых самим ребёнком, под кон-тролем взрослого.
При целенаправленном коррекционно - логопедическом воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального со-стояния детей, страдающих речевыми нарушениями.
Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме. Чаще всего упражнения по самомассажу сопровождаются стихами, и это не случайно. Стихи, помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом речи и ритмом самомассажа, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного – активизировать.
6. Фитбол - гимнастика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Развитие детей и улучшение здоровье в процессе обучения, одна из важных задач. Исследования показывают, что дети с овз отличаются низким уровнем быстроты и ловкости, и низкой степенью сформированности двигательных навыков и низкой моторной обучаемостью. В рамках работы по формированию дыхания у дошкольников с овз мы используем мяч фитбол,так как мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, дидактических, коррекционных целей. Это размер, упру-гость, цвет, запах. Мяч имеет форму шара.
Никакое другое тело такой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Соприкосновение дает ребенку полноту ощущения формы. Шар посылает всем анализаторам оптимальную информацию. А совместная работа двигательного, зрительного, вестибулярного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении ребенком на мяче, усиливает эффект занятий. Мячи могут быть не только разных размеров, но и разных цветов, воздействуя тем самым на психическое состояние и физиологические функции ребенка. Дети выполняющие гимнастику фитбол приучаются регулировать свои движения, получают представления о силе, ритме, скорости и амплитуде движения. При освоении каждого упражнения используется музы-ка, стихотворные строчки, они приучат ребенка выполнять задания в определённом ритме, координирую речь и движения. Как только ребенок освоит простые манипуляции с мячом, нужно постепенно вводить ритмичные упражнения с речью. Детям с речевыми расстройствами нужно выполнять как традиционные дыхательные упражнения и звукоречевую гимнастику, так и очень эффективно сочетать артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения с упражнениями на мячах, используя вибрационные свойства расслабления, при этом используя пение и музыку.
Дыхательные упражнения нужно проводить без музыки одновременно с освоением исходных положений на мяче. Упражнения на мяче выполняются в разных исходных положениях. Сидя на мяче, покачивания, или как верховая езда, так же благотворительно влияют на межпозвоночные диски и улучшают кровообращение. Эти занятия укрепляют мышцы брюшного пресса и спины, создают очень хороший мышечный корсет, формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильного дыхания и правильной осанки.
На занятии при выполнении упражнений с мячом используются мнемотаблицы, позволяющие с помощью образов запомнить выполнение упражнения и стихотворение, сопровождающее его. Мнемотаблица представляет собой один из вариантов мнемотехники, вызывающей в воображении детей ассоциации и образы, активизирующей слуховое внимание.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносимые детям в не-стандартном виде становятся интересными, увлекательными, эмоциональны-ми. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Используемая литература:
1. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образова-тельной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая и подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2015г. ФГОС
2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии : уч. пособие для студентов – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Секачев, 2014г.
3. Довгаль Н. В. Применение куклотерапии в логопедической практике / Н. В. Довгаль // Логопед. –2009.№3.
4. Бушлякова Р. Г. артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / под общ. Ред. Л. С. Вакуленко. – Спб. : ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2011г.
5. Буденная Т. В. логопедическая гимнастика : Методическое пособие. – Спб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.
6. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009.
7. Крупенчук О. И. Логопедический массаж ложками. – Спб. : Издательский Дом «Литера», 2014г.
8. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999.
9. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2.
10. Стефанова Н. Л. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диа-гностический журнал. - Волгоград: Учитель, 2012г.
11. Шинкаренко, Л. Н. Подготовка артикуляционного аппарата для поста-новки звуков с использованием дидактической куклы / Л. Н. Шинкаренко // Логопед – 2006. – № 6.
12. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для до-школьников. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009.
13. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, заня-тия, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия / авт. -сост. О. Ф. Гор-батенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
14. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб. : Речь, 2004.