МААМ-картинки

«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ»

Анна Терещенкова
«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

Публикация «„Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Большинство детей с ОВЗ имеют множество речевых недостатков, особенно ярко они проявляются в звукопроизношении. Поэтому с целью коррекции звукопроизношения, начиная с раннего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата, т. е. Использовать артикуляционную гимнастику. Практика показывает, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. Именно поэтому внимание было обращено к необходимому и нестандартным формам проведения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

1. Биоэнергопластика, Фонетическая ритмика. Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Применение бионергопластики способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция

-повышается работоспособность.

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись. (движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движения-ми, является фонетическая ритмика. Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями. Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.

Очень полезно петь гласные, с использованием картинки-символа, с длительным плавным движением рук, (можно использовать мелодию Новиковой-Иванцовой) :

«А» : широко разводим руки вперед - в стороны.

«У» : плавное движение обеих рук вперед.

«О» : плавное движение обеих рук в стороны - вверх.

«И» : плавное движение обеих рук в стороны.

2. Гастрономически-логопедические игры. Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше. А теперь де-лаем усы, удерживая соломинку губами. Поймай соломинку, играем в лягушку, где соломинка -это «комарик» (язык дотрагивается до соломинки. Которую передвигаем по разным сторонам, соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком, удержи шарик-конфетку в языке, как в чашке. По облизывай Чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу. Упражнения очень интересны для наших деток, они выполняют их с удовольствием.

3. ЛЕГО – педагогика. Одно из новых направлений в современном образовательно-коррекционном процессе. ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность.

ЛЕГО - конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности. Конструктор ЛЕГО удобен и в применении. Его можно использовать на полу и на столе, применять в НОД, в игре, и не бояться, при этом, его сломать. Важно уметь использовать игровые приемы ЛЕГО на коррекционных занятиях, т. к. Работа с этим конструктором значительно повышает мотивацию у детей, учит созидать, активизирует речь, развивает оптико-моторную координацию. Вот некоторые примеры использования ЛЕГО на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения:

- конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «Домик-рот», «Машинка» «Утенок»)

-конструирование определенной буквы, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;

- конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (Л-кораблик, Р - ма-шинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток);

- дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания перед ними картинок);

- при помощи ЛЕГО - конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;

4. Сенсорная комната. Для проведения артикуляционной гимнастики на интегрированных занятиях. Выготский Л. С. Писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного вы-падения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так психолога. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими помимо речевых нарушений, сложные сочетанные дефекты развития: (ЗПР, СДВГ, быстро утомляемые, слабость нервной системы, высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания, памяти) подтолкнули нас к идее интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием сенсорной комнаты. Сенсорную комнату мы используем так же для проведения артикуляционной гимнастики на интегрированных занятиях. И это не случайный выбор, так как сенсорная комната –это организованная особым образом окружающая среда, которая с помощью различных элементов создаёт ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с различными проблема-ми.

5. Самомассаж- это эффективное средство стимуляции кинестетики и нормализации мышечного тонуса, которое включает совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, выполняемых самим ребёнком, под кон-тролем взрослого.

При целенаправленном коррекционно - логопедическом воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального со-стояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме. Чаще всего упражнения по самомассажу сопровождаются стихами, и это не случайно. Стихи, помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом речи и ритмом самомассажа, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного – активизировать.

6. Фитбол - гимнастика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Развитие детей и улучшение здоровье в процессе обучения, одна из важных задач. Исследования показывают, что дети с овз отличаются низким уровнем быстроты и ловкости, и низкой степенью сформированности двигательных навыков и низкой моторной обучаемостью. В рамках работы по формированию дыхания у дошкольников с овз мы используем мяч фитбол,так как мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, дидактических, коррекционных целей. Это размер, упру-гость, цвет, запах. Мяч имеет форму шара.

Никакое другое тело такой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Соприкосновение дает ребенку полноту ощущения формы. Шар посылает всем анализаторам оптимальную информацию. А совместная работа двигательного, зрительного, вестибулярного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении ребенком на мяче, усиливает эффект занятий. Мячи могут быть не только разных размеров, но и разных цветов, воздействуя тем самым на психическое состояние и физиологические функции ребенка. Дети выполняющие гимнастику фитбол приучаются регулировать свои движения, получают представления о силе, ритме, скорости и амплитуде движения. При освоении каждого упражнения используется музы-ка, стихотворные строчки, они приучат ребенка выполнять задания в определённом ритме, координирую речь и движения. Как только ребенок освоит простые манипуляции с мячом, нужно постепенно вводить ритмичные упражнения с речью. Детям с речевыми расстройствами нужно выполнять как традиционные дыхательные упражнения и звукоречевую гимнастику, так и очень эффективно сочетать артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения с упражнениями на мячах, используя вибрационные свойства расслабления, при этом используя пение и музыку.

Дыхательные упражнения нужно проводить без музыки одновременно с освоением исходных положений на мяче. Упражнения на мяче выполняются в разных исходных положениях. Сидя на мяче, покачивания, или как верховая езда, так же благотворительно влияют на межпозвоночные диски и улучшают кровообращение. Эти занятия укрепляют мышцы брюшного пресса и спины, создают очень хороший мышечный корсет, формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильного дыхания и правильной осанки.

На занятии при выполнении упражнений с мячом используются мнемотаблицы, позволяющие с помощью образов запомнить выполнение упражнения и стихотворение, сопровождающее его. Мнемотаблица представляет собой один из вариантов мнемотехники, вызывающей в воображении детей ассоциации и образы, активизирующей слуховое внимание.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносимые детям в не-стандартном виде становятся интересными, увлекательными, эмоциональны-ми. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Используемая литература:

1. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образова-тельной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая и подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2015г. ФГОС

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии : уч. пособие для студентов – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Секачев, 2014г.

3. Довгаль Н. В. Применение куклотерапии в логопедической практике / Н. В. Довгаль // Логопед. –2009.№3.

4. Бушлякова Р. Г. артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / под общ. Ред. Л. С. Вакуленко. – Спб. : ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2011г.

5. Буденная Т. В. логопедическая гимнастика : Методическое пособие. – Спб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.

6. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009.

7. Крупенчук О. И. Логопедический массаж ложками. – Спб. : Издательский Дом «Литера», 2014г.

8. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999.

9. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2.

10. Стефанова Н. Л. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диа-гностический журнал. - Волгоград: Учитель, 2012г.

11. Шинкаренко, Л. Н. Подготовка артикуляционного аппарата для поста-новки звуков с использованием дидактической куклы / Л. Н. Шинкаренко // Логопед – 2006. – № 6.

12. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для до-школьников. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009.

13. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, заня-тия, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия / авт. -сост. О. Ф. Гор-батенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

14. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб. : Речь, 2004.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Именно в старшем дошкольном возрасте очень важно.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ Тема «Формы взаимодействия с семьями ОВЗ» (обмен опытом с педагогами на опорной площадке в МБДОУ № 21 г. Балахна) Ход мероприятия: Приветствие.

Консультация для родителей «Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики как основа формирования правильного звука» Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального.

Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста МАСТЕР КЛАСС Тема. Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста. «Без игры нет и не может быть.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Нетрадиционные формы обучения Пока мы дышим, мы можем действовать творчески и менять свой мир. Н. Энкельманн Виды нетрадиционных занятий: - занятия-соревнования; - занятия-КВН;.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Мастер-класс «Чудо-декупаж»Нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Мастер-класс «Чудо-декупаж» Тема: Знакомство родителей и детей с техникой декупаж и возможностью ее применения на практике. Целевая аудитория: Дети, родители. Цель:.

Нетрадиционные средства и приемы автоматизации звуков в работе с детьми с ОВЗ. Консультация для педагогов Нетрадиционные средства и приемы автоматизации звуков в работе с детьми с ОВЗ Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям,.

Нетрадиционные формы работы с родителями Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода Возраст- один из факторов, влияющий на характер адаптации ребенка к новым условиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 18:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД