Ирина Фадеева
Консультация «Физкультурно-оздоровительный танец, как средство оздоровления»
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, дошкольный возраст, здоровьесберегающие технологии, интеграция физической и художественно-эстетической образовательных областей.
К. В. Динейка писал: «Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от жизни и стремиться к самоусовершенствованию, достигая неувядаемой молодости духа и внутренней красоты. Такой человек активен и здоров, надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
Публикация «Консультация „Физкультурно-оздоровительный танец, как средство оздоровления“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Руководство нашей страны придает большое значение вопросам охраны жизни издоровья,проблемам материнства и детства, развитию физической культуры и спорта, как основы здоровья нации и процветания России, Однако, несмотря на все возрастающую популярность физической культуры на современном этапе,ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека, а показатели здоровья детей и взрослых неутешительны. Статистика неумолима: только 10% детей рождаются абсолютно здоровыми,а с каждым годом количество дошкольников с хроническим заболеваниями увеличивается, и в школу поступает лишь несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Определенные унаследованные биологические свойства ребенок имеет с первых дней своей жизни. Но они составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка. В связи с этим все большую актуальность обретает проблема поиска эффективныхметодов, форм и средств укрепления здоровья ребенка, способность педагогов дошкольных учреждений, как первого звена непрерывного валеологического образования, комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
В результате творческого поискаи проведенных исследований впрактику работы нашего педагогического коллектива вошлиэффективные интегрированные формы организации оздоровительной деятельности :ряд музыкально игровых комплексов танцевальной гимнастики, комплексов психофизической настройки, релаксации и массажа, а также коммуникативных игр и игр коррекционной направленности. Они систематизированы в авторских методических пособиях: «С добрым утром, малыш», «Наши ладошки умеют лечить», «Будьте здоровы», «Мы играем» и по решению кафедры педагогики, психологии и методики дошкольного образования Г (О)ОУСПО ЛПК были опубликованы и рекомендованы к применениюпедагогам и родителям.
Взаимодействие с Лебедянским педагогическим колледжем, Липецким областным институтом развития образования, Липецким Елецким государственными педагогическими университетами, где рассматривался вопрос применения в ДОУ методов музыкотерапии и опыт работы привели к убеждению, что синтез волшебной силы искусства и современных лечебно-профилактических методик может стать эффективным средством, способным нести высокий эмоциональный, развивающий и оздоровительный потенциал.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников, хотя лечебной силе музыки давали высокую оценку Пифагор, Платон, Гиппократ, Аристотель и другие ученые Древней Греции, Китая, Индии, Египта. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического также имеет свою давнюю историю (исследования В. М. Бехтерева, Н. П. Анохина,Т. Т. Роттерс, Э. И. Михайлова, Ю. И. Иванова и др.)
Следует отметить, что укреплению здоровья содействуют все виды деятельности прямо или косвенно связанные с музыкой, но наиболее интересная и эффективная из них конечно же, музыкальное движение. Движение под музыку способствует: созданию приподнятого настроения; формированию правильного представления о характере движений; концентрации памяти, внимания; способствует психологическому раскрепощению ребенка через овладение своего тела,повышается работоспособность его сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательных систем.
Все эти факторы выступают в пользу целесообразности использования физкультурно-оздоровительного танца, как эффективного средства оздоровления дошкольников и пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта среди детей и взрослых. В ходе бесед по ознакомлению детей с различными видами спорта, просмотра видеозаписей с выступлениям наших прославленных гимнасток, фигуристов, мы заметили живой интерес детей и обращение их в последующем к этой теме в своих самостоятельных играх. У нас возникла идеянайти возможности применения средств этих видов спорта в детском саду в доступной для дошкольников форме. Таким средством стали занятия физкультурно-оздоровительным танцем.
Что такое физкультурно-оздоровительный танец?
Это гармоничное сочетание физический упражнений, танцевальных движений, музыки, объединенных темой, занимательным сюжетом или песней- физкультурно-танцевальное движение в образной форме.
Для проведения занятийс детьми старшего дошкольного возрастанами была разработана, утверждена и успешно реализовывается в настоящее время дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Неваляшки». Ее содержание тесно взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в ДОУ. Методологической основой стали также программа по лечебно-профилактическому танцу «ФИТНЕС-ДАНС, и по танцевально - ритмической гимнастке «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилевой, Г. И. Сайкиной.
Программа предусматривает проведение занятий по двум модулям: «Танцевальная ритмическая гимнастика» и «Оздоровительный танец». В связи с недопустимостью увеличения образовательной нагрузки на детей и для сохранения свежести восприятия, занятия проводятся не ежедневно, а 1 раз в неделю по каждому модулю длительностью соответственно 10 и 20 минут. Структуру занятия традиционно составляют три части: подготовительная, основная и заключительная.
Цель таких занятий - укрепление психического, физического и нравственного здоровья средствами музыки, слова, движения, мышечной гимнастики; развитие ребёнка через особые формы двигательной активности, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
Исходя из цели, занятий предусматривается решение следующих задач:
- укрепление здоровья детей;
- формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни
- ознакомление с различными видами спорта;
- совершенствование практический навыков здорового образа жизни; психомоторных способностей дошкольников;
- развитие творческих и созидательных способностей;
- воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Ожидаемые результаты:
-полученные ребенком знания и представления о себе самом, о здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
- приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни занятия физкультурой и спортом.
Педагогический процесс строится в соответствии с ФГСи принципом интеграции. Такой подход предполагает не только высокой компетентности и профессионализма педагогов: инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателя, но и их тесного взаимодействия. Обязательным является следование рекомендациям педиатра, врачей узкой специализации, специалистов по физической культуре и спорту. Работа осуществляется под контролем старшей медицинской сестры ДОУ за правильной организацией воспитательно-образовательного процесса и соблюдением САН-пина).
Содержание занятий составляют комплексы упражнений, танцевальных композиций общеразвивающего и специального воздействия. В зависимости от цели конкретного занятия в него могут быть включены игровые упражнения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игровой массаж, музыкально-подвижные игры, психогимнастика и релаксация. Эффективно включение элементов импровизации – свободного творческого движения, что хорошо стимулирует самоактивность, индивидуальное воображение каждого ребенка, кроме того включаем разнообразные развлекательные упражнения (движения, как без предметов, так и с ними (с мячом, кольцом, палкой, обручем, скакалкой). Все эти предметы используются в качестве вспомогательных средств, для развития и совершенствования двигательных навыков детей.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возраста и психофизических особенностей ребенка.
В методике физкультурно-оздоровительного танца ведущее место занимает дозировка физической нагрузки. Она должна быть достаточной и постепенной.
Вся работа построена на игровом методе проведения занятий, как наиболее отвечающем особенностям детей дошкольного возраста, что позволяет придать учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчить процесс запоминания и формирования двигательных навыков.
Накопленный на занятиях музыкально-двигательный опыт успешно используется на других занятиях и в повседневной жизни. в виде физкультминуток, динамических пауз, показательных выступлений на праздниках (такие композиции как «Трус не играет в хоккей», «Салют Олимпиада», «Лед и пламя», «Физкуяьт-ура!» и др).,
Мониторинг показал, что в результате занятий физкультурно – оздоровительными танцами, наряду с положительной динамикой музыкального и физического развития детей прослеживается значительное снижение заболеваемости. С 1434 д/дн. 2014г он снизился до737д/дн. в 1016г.
Результаты позволяют сделать вывод:
Актуально, возможно и должно использовать физкультурно – оздоровитеный танец как средство оздоровления дошкольников и пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта среди детей старшего дошкольного возраста в силу его эффективности, доступности и эмоциональности.
Литература:
- Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Волгоград: Учитель, 2013. -204 с.
- Фирилева Ж. Е. ,Г. И. Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно методическое пособие. Санк-Петербург. «ДЕТСТВОПРЕСС» 2002
- Фирилева Ж. Е., Г. И. Сайкина и «ФИТНЕС-ДАНС»Учебное пособие. Санк-Петербург. «Детство-пресс» 2007. З84с.