Ирина Стряпихина
Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми старшего дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ.
Публикация «Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми старшего дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе» размещена в разделах
В целом нейропсихологические проблемы заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, то есть отсутствие слаженности в работе полушарий мозга, в результате чего не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушарием, каждое из которых постигает мир по -разному. На психическом уровне это выглядит, в частности, как варианты нарушения речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания, несформированность произвольной саморегуляции, в целом — учебная и социальная неуспешность. Что выражается в трудностях при усвоении послогового чтения, ребенок неуверенно узнает, или вообще путает буквы.
Что чаще всего мы слышим от самого ребёнка?
Жалобы ребёнка и вероятная «расшифровка» :
«Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью.
«Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.
«Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
«Не могу представить» — проблема с воображением.
Заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее.
Безусловно работа над формированием межполушарного взаимодействия должна иметь комплексный, системный, индивидуально обусловленный подход. Занятия, как правило, включают в себя: игры и упражнения на развитие внимания и памяти, мелкой моторики, дыхательные упражнения, базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность, психогогимнастика и т. д. В работе нейропсихолога используются карточки-анограммы, таблицы Шульте, нейротренажеры, лабиринты и т. д.
Одно из эффективных упражнений — это рисование обеими руками. В данных заданиях необходимо выполнить рисунок двумя руками, при этом очень важно не давить на ребенка. Помогаем ребенку тем, что даем инструкцию: «работаем двумя руками не торопясь, следим глазками поочередно, то за одним карандашиком, то за другим». Важно, чтобы руки ребенка работали синхронно, не обгоняя друг друга. Обращаем внимание на качество выполнения упражнений.
Хорошим итогом считается выполнение на 30-40- 50%… Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
В данной статье я делюсь своей разработкой «Нейропсихологический тренажер по точкам». На деревянной доске мы проделали точки, которые имеют контур разных фигур. Детям необходимо двумя карандашами обвести точки по кругу. Затем дети убирают доску и соединяют точки между собой так же двумя руками. Данное упражнение вызывает у детей большой интерес, способствует формированию усидчивости, произвольности психических процессов. А если мы попросим ребенка подумать, на что его контур похож и дорисовать, и рассказать о нем, то таким образом будет развиваться воображение и речь дошкольника.
Литература:
Н. Семенович, Архипов, 1995 и др.
Е. Тимошенко «Нейропсихологические упражнения по подготовке к школе»; Изд. : «Малыш»,
2022г.