Обухов Сергей Александрович
Консультация «Наставничество — как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые социально-экономические условия развития России требуют значительного повышения качества кадрового потенциала страны на основе модернизации системы непрерывного образования.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. Обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе также желательно. Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности, и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно-значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Наставник воспитывает в молодом специалисте потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Публикация «Консультация „Наставничество — как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
Необходимо обратить внимание молодого специалиста на :
– требования к организации учебного процесса;
– требования к ведению школьной документации;
– формы и методы организации внеурочной деятельности;
– ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возмож-ности использования в практической деятельности);
– механизм использования (приобретения) дидактического, наглядного и других ма-териалов.
Обеспечить поддержку молодому педагогу в области :
– практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (под-готовка, проведение и анализ урока; формы, методы, приёмы обучения);
– разработки программы собственного профессионального роста;
– выбора методической темы для самообразования;
– подготовки к первичному повышению квалификации;
– подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Выбор формы работы с молодым специалистом желательно начинать с вводного ан-кетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, про-блемах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставни-ком. Взаимодействие наставника с молодым специалистом должно быть конструктивным. Наставник не может быть ментором, поучающим молодого преподавателя.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремлённым. В своей работе с молодым пе-дагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия : деловые и ро-левые игры, анализ ситуаций, способности принимать решения, умение аргументированно формулировать мысли. Человек становится успешным наставником только в том случае, ес-ли он эффективно реализует навык наставничества.
Существует много видов анкет для молодого учителя, применяемых в зависимости от цели. Цели анкетирования:
– выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;
– проследить достижения молодого специалиста по самообразованию.
Молодой учитель должен быть способным гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, чтобы успешно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Подготовка учителя к сложной деятельности является целостным, длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных его личностным потребностям и квалификационным требованиям.
В решении этой задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер.
I этап – адаптационный.
Определяется наставником круг обязанностей и полномочий молодого специалиста. Выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
II этап – основной (проектировочный).
Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректи-ровку профессиональных умений молодого учителя. Помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
III этап – контрольно-оценочный.
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Основным методом работы на первом этапе является посещение наставником уроков молодого специалиста и выявление возникающих у него затруднений.
На втором этапе, «проектировочном», наставником, в зависимости от цели, определя-ется форма методической работы : методический совет, экспериментальная работа; массовые (семинары, педсовет, методические совещания, конференции, творческие педагогические конкурсы); индивидуальные (самообразование, аттестация, обобщение передового педагоги ческого опыта, индивидуальные программы). Для оказания помощи молодым учителям в повышении профессиональной компетентности наставник составляет целевую программу сотрудничества с ним.
С целью предупреждения ошибок в обучении определяются «болевые точки» в педа-гогической деятельности молодого учителя.
Данная программа даё т возможность:
– повышать профессиональный уровень педагога с учётом его потребностей, затруд-нений, достижений;
– на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя целенаправленно планировать методическую работу;
– развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;
– проследить динамику развития профессиональной деятельности молодого учителя;
– повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
– создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого учителя.
На третьем этапе, контрольно-оценочном, – активизация и закрепление мотивов дея-тельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудно-стей, встречающихся в ходе работы.
Подбираются формы и методы обучения молодых учителей в процессе их инноваци-онной деятельности: работа в составе творческой группы, лекции, семинар, практическое занятие, посещение и анализ открытых уроков, мастер-классы. Молодой учитель изучает передовой педагогически опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, даёт открытые уроки. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. В группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.
Вопросы профессионального становления молодого учителя привлекали внимание известных педагогов ещё в XIX веке : Н. Н. Булич, Н. А. Корф, Л. Н. Модзалевский, К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров. Сущность понятия «наставничество» раскрыта в трудах С. Я. Батышева, Л. Н. Лесохиной, В. Г. Сухобской. Значимость наставничества в профессиональной адаптации молодого учителя раскрыта в работах Ю. В. Кричевского, О. Е. Лебедева, А. А. Мезенцева, В. А. Сухомлинского. Жизненная необходимость молодого специалиста в поддержке со стороны опытного педагога- наставника, способного оказать ему практическую помощь на рабочем месте, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность представлены в исследованиях О. А. Лапиной, Г. Льюиса, Л. А. Магальник, А. И. Ходакова, В. М. Шепеля. Определены психолого-педагогические условия наставничества. Существенный вклад в разработку исследования роли наставника в профессиональном становлении молодого учителя внесли С. Н. Силина, И. Г. Столяр и др.
В современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, динамиз-мом, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поко-ления, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Список литературы
1. А. С. Батышев. Управление наставничеством. /Методические рекомендации. – М. : Госпрофобр, 1983.
2. А. С. Батышев. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. /Дисс. на соискание учёной степени доктора педагогических наук. – М., 1986.
3. С. Я. Батышев. Педагогические основы наставничества. /Материалы теоретической конференции. 4.1. – М. : Б. И., 1977.
4. Л. Г. Борисова. Молодой учитель : труд, быт, творчество. – М. : Знание, 1983.
5. М. М. Балашов, М. И. Лукьянова. Проблемы готовности молодых учителей к иннова-ционным процессам в образовании. //В сб. статей: Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности. – Ульяновск, 1998.