Юлия Бажанова
Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать +Заказ
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие
Классификация (тип) ООД:
- по дидактической задаче: закрепление ранее приобретенных знаний;
- по содержанию знаний: комплексная
- по форме организации: нетрадиционная
Формы организации ООД: совместная деятельность взрослого и детей фронтальная
Организованная образовательная деятельность в соответствии с базовым видом деятельности: познавательное развитие
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ „Наша Родина — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Развитие у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о России. Закрепить названия крупных городов РФ. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага). Уточнить представления о народах проживающих в России. Обобщить и расширить знание о Москве, о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям.
Развивающие: Развивать внимание, память, речь, поддерживать непринужденную беседу.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России
Предварительная работа: Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание глобуса, фотографий городов; рассматривание живописных произведений о Родине, д/и «Найди свой флаг», «Узнай наш герб»; сюжетно-ролевые игра «Путешествия по городу»; рассматривание открыток о Москве.
Образовательные технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения:
Практические: упражнение
Наглядные: демонстрация наглядных пособий
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, художественное слово
Игровые: дидактическая игра, виртуальная экскурсия
Виды детской деятельности: игровая деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная форма активности ребенка.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, глобус, аудиозапись государственного гимна, мяч, флажок.
Демонстрационный материал: карта России, изображение президента РФ, герба и флага, дидактическая игра «Найди флаг», «Собери герб»
Раздаточный материал: нет
Длительность: 35 минут
Структура ООД:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?
Шар земной передо мной
Не такой он уж большой.
Я его верчу рукой.
Сразу край нашла лесной.
Рядом с ниточкой рекой.
Точка - город мой родной.
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус?
Дети: Модель планеты Земля.
II.Основная часть
Воспитатель: Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.
В нашей стране много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
Ребенок читает стих. В. Степанова.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И доже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну - наш общий дом.
Воспитатель: Кто из вас может показать территорию Росси на карте? Ребенок показывает.
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Наша Родина расположена на крупнейшем материке, который называется Евразия и омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце. А сейчас немного истории.
Давным – давно на месте городов и деревень, гдемы с вами сейчас живём, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали и топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки славяне, светловолосые, голубоглазые, высокого роста. Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные растения. Позже они научились выращивать хлеб, разводить домашних животных. Жили наши предки все вместе племенем: ведь по одиночке они бы погибли. Управляли племенем вожди. Это были самые храбрые воины. В те далёкие годы война была обычным делом. Восточных славян часто называли русью. Поэтому их земли стали Русской землёй, или Русью. Прошло много времени, и центром Русской земли стал город Москва. Основатель города, князь Юрий Долгорукий основал небольшое поселение из нескольких деревень, расположенных по берегам реки Москвы. Поэтому и называлось поселение Москва. На месте древнего поселения учёные – археологи вели раскопки. При помощи найденных ими предметов мы узнали, что первые жители Москвы имели сады и огороды, они сеяли хлеб и разводили домашний скот, охотились и ловили рыбу, занимались ремёслами, выгодно торговали. Ведь находилась Москва на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше.
Москва быстро росла и развивалась. В месте сое-динения рек Неглинная и Москва был построен Кремль, который возник как крепость и расположился на высоком холме. Такое укрепление было необходимо, жители Москвы страдали от многочисленных войн. Весь древний город Москва помещался внутри Кремля. Сначала Кремль построили деревянный, но деревянные дома легко загорались. Было решено перестроить Кремль из красного кирпича. До наших дней сохранились Кремлёвская стена и башни – украшение и гордость Москвы. Сегодня Москва по-прежнему очень красивый и самый главный город – столица России. Здесь находится правительство и президент.
В Москве принимаются важные законы и решения, по которым живёт и трудится вся страна. Улицы города приобрели современный облик: появилось много зданий из стекла и бетона.
На дорогах всегда нескончаемый поток автомобилей самых разных марок.
Как и в любой другой столице мира, в Москве постоянно кипит бурная, напряжённая жизнь. Ежедневно в Москву приезжают сотни тысяч гостей. Кто-то едет сюда решать деловые вопросы, а кто – то хочет просто увидеть столицу, побывать в её музеях, театрах, походить по красивым улицам. Ведь Москва – один из самых знаменитых городов мира.
Воспитатель: Главное богатство нашей страны- наш народ. (Слайд)
Назовите какие национальности проживают в России? (русские, татары, башкиры, чуваши и т. д.
Игра «Собери картинку, назови национальность»
Воспитатель: многонациональная наша страна и все люди живут в России дружно и счастливо.
Воспитатель: Россия – наша Родина. - Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с,наш дом. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение:
У каждого листочка, У каждого ручья
Есть главное на свете- Есть Родина своя.
И там, где мы родились, Где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
Воспитатель: - Русский народ придумал очень много поговорок и пословиц о Родине и любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
Дети:
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Жить - Родине служить
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родина поучает – Родина выручает.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Тот герой кто за Родину горой.
Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).
А теперь ответьте на такой вопрос. Какие три отличительные символа есть у любой страны, в том числе у Россия?
Дети: Гимн, герб, флаг.
Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Дети: Из белого, синего и красного.
Воспитатель: Что означает каждый цвет?
Дети: Белый - он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верит ей. Красный - цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Игра «Узнай флаг своей страны».
Воспитатель: Посмотрите а что это за символ?
Герб – это эмблема государства. А где можно увидеть герб? Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
- На гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем, что символизирует победу добра над злом, а этого воина зовут Георгий Победоносец.
А кто ещё изображён на гербе? (двуглавый орёл)
Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну легенду.
Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах) Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»
Тут вперё д вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел - является символом единства и независимости государства.
Чтение стихотворения В. Степанова.
У России величавой. На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток. Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Игра «Собери герб»
Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн.
Воспитатель: А что такое гимн? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, гимн - это торжественная песня. Гимн является официальным символом государства. Когда исполняется гимн?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. Давайте вспомним, как надо слушать гимн.
Дети: Стоя, не разговаривать.
Воспитатель: Правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну своей страны. Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.
Звучит гимн России.
Воспитатель: В России есть высокие горы. Выше всех-потухший вулкан Эльбрус (Слайд, удивительная гора с двумя вершинами. В России есть глубокие озёра. (Слайд) Самое большое- озеро Байкал, глубже него нет на всей планете. А сколько в России длинных рек, речек, речушек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга- самая крупная в Европе (Слайд).
Физкультминутка
«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы- высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: Назовите столицу России – город … (Москва)
А вы хотите посмотреть и прогуляться по столице нашей страны?
Дети: Да
Воспитатель: Так как Москва далеко, мы сегодня с вами совершим путешествие -виртуальную экскурсию и посмотрим некоторые достопримечательности нашей чудесной столицы.
Воспитатель: И начнем мы свою экскурсию со знаменитой Красной площади.
Как вы думаете, почему она так называется?
Дети: Потому что она красивая. Потому что на Руси всегда было - что красиво, то «красно».
Воспитатель: Главной достопримечательностью Красной площади является Кремль.
В композиции Кремля много башен, каждая имеет своё название, одну из них вы знаете.
Дети: Это Спасская башня.
В-ль: Спасская башня – самая красивая башня Кремля. На ней располагаются главные часы нашей страны. Спасские ворота- главные ворота Кремля. В дни военных парадов из них выезжает командующий парадом.
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства?
Дети: Президент нашего государства - В. В. Путин.
Воспитатель: В Москве много памятников знаменитым людям, которые жили в этом городе. Назовите эти памятники.
Дети: памятник А. С. Пушкину, В. В. Маяковскому, П. И. Чайковскому, памятник Минину и Пожарскому
Все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника - Царь – пушку и Царь – колокол.
На этом слайде изображена Царь – пушка.
Отлил Царь – пушку из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов.
Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Так уж повелось на Руси – все самое большое и удивительное называлось словом Царь!
Царь - пушка предназначалось для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли.
Как вы думаете, ребята, ядра, которые лежат около неё, имеют отношения к пушке?
Дети: Нет, не имеют, потому что из нее должны были стрелять мелкими камнями, кусочками железа – дробью; это артиллерийское оружие, оно относится к дробовикам
А теперь посмотрите на следующее изображение, что это?
Дети: Это Царь – колокол.
Воспитатель: Царь-колокол был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоановны. Отлили его русские мастера Иван и Михаил Моторины. А как вы думаете, почему колокол никогда не звонил?
Дети: Однажды в Кремле случился пожар, мастера испугались, что от огня он расплавится, стали его заливать холодной водой. От разницы температуры колокол треснул и от него отвалился кусок.
Воспитатель: Верно ребята, колокол треснул от разницы температуры. Долго потом колокол лежал в земле, только через сто лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.
А также в Москве есть Третьяковская галерея. где собраны картины многих знаменитых художников.
III.Заключительная часть.
Итог занятия :
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили
Дети: О родной стране
Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).
Ребята когда вырастите, может быть, прославите Россию своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будите обычными врачами, учителями, рабочими, инженерами, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия гордиться вами, вашими делами и поступками!