Светлана Герасимова
Познавательный проект в средней группе «Ай да, каша!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания являются каши. По данным Научного центра здоровья детей РАМН каши поставляют около 30% необходимой энергии для детей. А по рекомендации ВОЗ, каши, хлебобулочные и макаронные изделия, зерновые хлопья должны составлять более половины суточного рациона ребенка. По своему химическому составу и биологическим свойствам каши занимают исключительное место среди продуктов, используемых в питании детей всех возрастных групп. Проблема правильного питания очень актуальна для наших дошкольников, необходимо говорить о пользе и значимости разнообразных каш. Мы решили собрать как можно больше информации о полезных свойствах данного продукта. Обратились к истории употребления каш на Руси. Собрали материал о растениях и крупах, из которых человек готовит каши.
Публикация «Познавательный проект в средней группе „Ай да, каша!“» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Вызвать у детей интерес к такому простому блюду, как каша, к продуктам, из которых она готовится.
2. Сформировать у детей представление о вкусной и полезной еде, как обязательном компоненте здорового образа жизни; познакомить с историей возникновения каши; рассказать из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.
3. Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья; познакомить со злаковыми растениями;
4. Развивать познавательные и творческие способности, мышление, речь; воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к своему здоровью и к своей культуре.
5. Закрепить умение соотносить существительное с
прилагательными;
6. Способствовать развитию у детей умений вести беседу: слушать других, задавать вопросы, высказывать свое мнение, рассуждать.
7. Содействовать развитию сенсорному опыту детей.
8. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.
9. Просвещение родителей в вопросах организации правильного
питания детей дошкольного возраста.
Участники проекта : дети среднего возраста, воспитатели
и родители
I этап
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1. НОД (ФЦКМ и коммуникация)
«Что такое каша?»
«Из чего варят кашу?» (что такое крупа)
«Как каша в поле выросла»
«Безопасность на кухне»
2. Художественное творчество
Лепка
Тема: «Украсим горшочек для каши крупами»
Рисование
Тема: «Украсим тарелочку для каши»
Аппликация/ ручной труд по выбору
Тема: «Моя любимая каша»
3. Самостоятельная деятельность (работа с раскрасками, рисунки)
4. Опыты
• Рассматривание разных круп через лупу
• «Угадай на ощупь»
• «Угадай, что звучит»
• «Перемалывание крупы на кофемолке»
5. Экскурсия на кухню детского сада. Знакомство с профессией
и трудом повара.
6. Чтение художественной литературы.
7. Просмотр мультфильмов «Лунтик и каша», «Солдатская каша», «Маша + каша», «Богатырская каша».
8. Просмотр мультимедийных презентаций.
9. Работа с родителями:
• Поделки
• Рисунки,
• Подбор загадок
• Подбор пословиц
• раскладка на тему «Ликбез по кашам для родителей»
• Оформить книгу вкусных рецептов разных каш.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА – 2 недели
II этап
Подготовительный этап:
• Подбор педагогической и детской литературы;
• Подбор иллюстраций, фотографий круп, колосков;
• Подбор мультфильмов, мультимедийных презентаций;
• Изготовление по теме дидактических игр;
• Продумать создание проблемных ситуаций (как каша с поля пришла к нам на стол)
• Экскурсия на кухню детского сада,
• Рассматривание разных круп через лупу,
• Знакомство с пословицами о каше, колосках
• Перемалывание крупы на кофемолке
• Создание коллекции «Такие разные крупы».
I блок
Цель: Пополнить и расширить знания детей об этом замечательном и полезном продукте.
II блок
Реализация проекта :
1. Формирование целостной картины мира.
Тема: «Что такое каша?»
Цель: Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде; сформировать у детей представление о пользе и разнообразии каш.
Тема «Из чего варят кашу?» (что такое крупа)
Цель: Рассказать детям из чего варят каши,
Тема: «Как каша в поле выросла»
Цель: Развивать познавательные и творческие способности, мышление, речь; воспитывать уважение к людям труда (хлеборобов, мукомолов). Помочь детям выполнить путь каши с поля к столу при помощи модели.
Тема : «Безопасность на кухне»
Цель: Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей соблюдать осторожность на кухне, при обращении с ними (самостоятельное пользование газом, колющими и режущими предметами, горячие кастрюли и т. д. очень опасны). Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью. Ответственность за свою жизнь.
2. Ознакомление с художественной литературой и коммуникация:
• И. Резник «Каша Дуняша»
• Русская народная сказка «Каша из топора»
• Чтение произведений устного народного творчества про кашу
• Отгадывание загадок про кашу, колоски
• Н. Носов «Мишкина каша»
• Братья Гримм «Горшочек каши»
• Сказка «Лиса и журавль»
• отрывок из рассказа Драгунского «Тайное становится явным»
• стихи про манную кашу
• Пословицы о каше, зернышках
• Д. Мамин-Сибиряк «Притча о молочке, овсяной кашке и сером
• Котишке Мурке»
• К. Авдеенко «Домовята и каша»
Цель: Чтение художественной литературы о каше, заучивание стихов
о каше. Совершенствовать выразительность речи, способствовать отражению своего отношения к стихотворениям.
Развивать речь детей, память, сообразительность, мышление, наблюдательность.
3. Художественное творчество
Лепка
Тема: «Украсим горшочек для каши крупами» ( Выбор: цвет пластилина, форма горшочка, крупа для украшения)
Цель: Учить детей обмазывать пластилином форму горшочка для каши, равномерно распределять пластилин по форме. Учить проявлять фантазию в украшении горшка разными крупами.
Рисование
Тема: «Украсим тарелочку для каши» ( Выбор материала: гуашь, фломастеры).
Цель: Закреплять умение детей украшать предметы посуды (тарелку, вырезанную из бумаги. используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы;. Учить выбору материала с которым дети будут работать. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.
Аппликация/ ручной труд по выбору
Тема: «Моя любимая каша» ( выбор материала: крупы)
Цель: познакомить детей с новым приемом в аппликации при помощи круп. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение. Воспитывать аккуратность во время работы с крупами, желание играть еще.
4. Экскурсия на кухню детского сада
Цель : Познакомить детей с профессией и трудом повара.
5. Словесные и дидактические игры:
• «Поварята» (предложить детям разобрать гречневую крупу от перловой и рисовой)
• «Найди такую же» (детям предлагается назвать крупу, изображенную на фотографии, а затем найти соответствующую крупу на столе в контейнере)
• «Что добавим в кашу?» (в стихотворной форме задавать детям вопросы о том, что можно положить в кашу)
• «Какая каша из какой крупы» (манная – из манной, греча –из гречневой, ячневая – из перловой и т. д). Учить соотносить существительные с прилагательными.
• «Курочка и петушки» (на тарелке вперемешку лежат бобы, горох,
греча. Сначала надо выбрать бобы, затем горох и гречу)
6. Проблемная ситуация «Как каша с поля пришла к нам на стол»
Цель: Нацелить детей на придумывание значков (посеяли зерно, выросло растение, собрали зерно, молотили зерно, смололи зернышки или расплющили, отвезли в магазин, купили крупу в магазине, сварили кашу).
III блок
7. Исследовательская активность
• Рассматривание разных круп через лупу
• «Угадай на ощупь» (предложить детям на ощупь отгадать какая крупа находится в тактильных мешочках)
• «Угадай, что звучит» (детям предлагается найти пару из шумовых коробочек, в которых помещена разная крупа).
• «Перемалывание крупы на кофемолке» (показать детям опытным путем, как из зернышек получается мука)
Цель: Развивать навыки исследовательской активности у детей умение делать выводы.
IV блок
Самостоятельная деятельность детей
• Пластический этюд «Колосками чтобы стать…»
• Рисование на тему: «Горшочек каши»
• Придумывание сказок и рассказов о каше
• Просмотр мультфильмов про каши
Детские вопросы по ходу проекта :
• Почему манную крупу нельзя мыть?
• Кто придумал кашу и зачем?
• Почему каша вылезла из кастрюли у Мишки? (это из рассказа Н. Носова «Мишкина каша»
• Почему все каши разные?
•
III этап
Заключительный:
1. Оформление книги рецептов вкусных и полезных каш.
2. Оформление фотогазеты «Чтобы каши наварить, надо крупы изучить»
3. Итоговое занятие «В гости Лунтик к нам пришел»
4. Музыкально развлечение «Приключение манной каши»