Юлия Алексеева
Конспект занятия в подготовительной группе «Народы, живущие в России»
▼ Скачать
Алексеева Юлия Владимировна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №80» комбинированного вида,
г. Дзержинск, Нижегородской области
Конспект занятия по ознакомлению с предметной и социальной действительностью в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Народы, живущие в России».
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Народы, живущие в России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель: формирование чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи: - познакомить детей с многообразием народов, населяющих Россию, побуждать уважительно относиться к культуре разных народов;
- развивать чувство гордости за Родину, познавательный интерес детей к истории и культуре России и народов, её населяющих;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство патриотизма, толерантного отношения к представителям других народов.
Средства: изображения разных народов России, картинки-символы национальной одежды разных народов, «монета» для определения хода экскурсии, предметы одежды разных народов, куклы в национальных одеждах, сборники народных сказок, стеллаж для выставки книг, каравай, фонограмма национальных танцев, альбом «Физкультминутка народы России», гуашь, нити, атрибуты для создания «костра дружбы» (карточки на липучке).
Словарная работа: национальный костюм, каравай, народ, буйство красок, гостеприимство.
Способы (включающие ребенка в деятельность и организующие) :
- привлечения внимания детей: витрина с представителями разных народов России;
- мотивации: яркие дидактические пособия (монета, картинки, каравай, загадка;
- объяснения: наглядность (непосредственно предметы, картинки, символы, беседа, коллективная продуктивная деятельность;
- организации самостоятельной детской деятельности: нетрадиционные техники рисования;
- рефлексии: экспресс-опрос.
Ход занятия:
Доброе утро. Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию. Но сначала предлагаю вам отгадать загадку:
В ней живем и ты, и я,
Все мы – дружная семья.
Все народы в ней – друзья,
Что же это за страна? (Россия)
Молодцы. А какой народ живет в России? (Ответы детей).
В России живет очень много различных народов. Чтобы вы смогли это представить, предлагаю вам пройти в первый зал. Посмотрите, какой необычный дом. Давайте заглянем в его окна. Сколько здесь народов? (Ответы) Да, ребята, их очень много, более 180 различных народов и все они очень разные. Если каждый день знакомиться хотя бы с одним из них, то нам не хватит и осени. Но все эти народы объединяет то, что они живут в России. А давайте представим, что сегодня все народы России пришли к нам в гости? А встретим мы наших дорогих гостей вот чем. Что же это? (Каравай) Верно, молодцы. Караваем в России встречают самых дорогих и самых уважаемых гостей. Караваю на столе отводят самое почетное место.
А знаете ли вы, что отличает один народ от другого? (Дети перечисляют) Верно, у каждого народа свой язык, свои традиции, обычаи, национальные костюмы, своя кухня и национальные блюда, своя культура (сказки, песни, танцы) и даже жилища у них могут быть разные.
Но сегодня хочу удивить вас многообразием национальных костюмов и сказок народов России. Определиться, с чего же начать, нам поможет монета. А монета непростая. Посмотрите, что означает этот символ? А что означает символ на другой стороне? Верно, молодцы. Бросим монету, и узнаем, с чем же будем знакомиться сначала. (Любого ребенка по имени просит бросить монету).
Приглашаю вас пройти в зал с национальными костюмами разных народов России. Ребята, посмотрите, что вы видите? Это самый необычный зал в нашем музее. Здесь можно все экспонаты брать в руки и рассматривать. Посмотрите, кто-то знает, что у Саши в руках? Это татарская тюбетейка, национальный головной убор татар. А у Кати? Что у тебя? Это русский сарафан. А у Даши в руках яркая и красивая кофточка – такую носят цыгане.
(Дети стоят полукругом вокруг стола, на котором расположены картинки с изображениями народных костюмов, предметы одежды некоторых народов, куклы в национальных костюмах. Дети смотрят, могут трогать, а воспитатель в это время рассказывает).
Посмотрите, какое буйство красок, какая пестрая и яркая одежда.
Рассмотрели? Попрошу вас положить костюмы на столик. А если кто-то не успел рассмотреть, то после экскурсии вы сможете вернуться в этот зал.
Физкультминутка:
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.
Встанем в хоровод вокруг этого маленького столика.
Предлагаю вам немного подвигаться под национальные мелодии разных народов России.
Слушаем музыку и повторяем движения за мной.
Цыганская мелодия.
Украинская мелодия.
Чеченская мелодия.
Русская мелодия.
(Попурри народной музыки с исполнением характерных движений (повторяют за воспитателем) с опорой на изображение народа).
Молодцы, ребята, так точно у вас получилось передать характер народных мелодий.
Сказки
Ну, а наша экскурсия продолжается, предлагаю вам пройти в следующий зал (указать рукой, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
(Дети сидят полукругом около выставки книг, на котором расположено множество сборников сказок разных народов и иллюстраций к ним).
Ребята, посмотрите, сколько книг. В каждой из них живут сказки разных народов. Они все разные и в то же время похожи. Но, уже посмотрев на обложки, мы понимаем, что это книги со сказками разных народов. Как вы думаете, сказки какого народа в этой книге? (цыгане, молодцы. У всех народов героями сказок бывают и люди, и животные. Но все персонажи похожи на свой народ. Немного полистаем книгу со сказками про животных разных стран. Посмотрите, вот русский волк, а вот медведь из чукотской сказки, вот человек из сказки … народа …
После окончания экскурсии вы сможете поближе познакомиться с этими книгами.
А сейчас, ребята, приглашаю вас в следующий зал, он тоже очень необычный, и вы сейчас в этом убедитесь.
Ребята, а хотите, мы с вами зажжем костер дружбы, который объединит все народы России? Тогда вставайте вокруг стола и берите каждый по нитке. Теперь опустите нитку в ведро с той краской, какая вам сегодня больше нравится. Крепко держите нитку за хвостик. Перемешаю краску. А теперь осторожно вытягиваем свою нить и выкладываем на лист, вот так. Обратите внимание, что хвостик нитки должен быть здесь. Молодцы. А теперь накроем наши нити листом и согреем теплом наших ладошек (приглаживаем). Теперь чуть-чуть придерживайте, а я вытяну наши нити. Посмотрите, что у нас получилось? Костер. А теперь давайте пригласим к нему наших гостей – такие разные и такие дружные народы России. На подносе карточки, возьмите их и разместите вокруг костра на липучки. Посмотрите, действительно, костер дружбы, сколько разных народов вокруг него, какая гостеприимная и многонациональная наша Россия-матушка! Об этом даже стихи написаны.
Прирастала Россия просторами,
Лесами, тропами горными,
Народами – самыми разными,
Душой и умом прекрасными.
И будет могучей во все времена –
Единой и целостной, наша страна! (автор неизвестен)
Ну вот, ребята, и подошла к концу наша с Вами экскурсия. Что можно сказать теперь о нашей стране? Что в ней необычного? Что сегодня удивило вас больше всего? О чем вы сегодня услышали впервые? Да, действительно, в Росси живут и живут дружно очень много народов. А мне очень важно знать ваше мнение, понравилась ли вам экскурсия? Прошу поднять руки вверх тем, кому было скучно, неинтересно, кто, к сожалению, ничего нового для себя сегодня не узнал? Мне очень приятно. Тогда поднимите правую руку те, кому наша экскурсия понравилась? А левую руку те, кому наша экскурсия очень понравилась? И мне было приятно с вами общаться и знакомиться с такими разными народами России.
А теперь угощайте наших гостей и угощайтесь сами вкусным русским караваем, символом гостеприимства.