Аксана Ермакова
Педагогический проект «Народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта: информационный, игровой.
Срок проекта: 7 месяцев.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Проблема:
В МБДОУ отсутствует система работы с детьми по использованию народных подвижных игр в образовательном процессе и совместной деятельности с детьми.
Публикация «Педагогический проект „Народные подвижные игры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Недостаточно глубокое знание и свободное владение педагогами обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства народными подвижными играми.
Современные дети двигаются меньше, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры, из-за привязанности к телевизору, к компьютерным играм. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства.
Трудности детей в умении брать на себя роль лидера, договариваться, распределять роли и соблюдении правил в течение всей игры.
Не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Родители не вовлекают детей в посильную совместную помощь по дому, предпочитая все делать сами.
Актуальность:
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Веселые подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как и сказки, и песни.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отно-шении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры - забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шутки и юмор характерны для этих игр.
Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.).
Цель:
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Расширить и закрепить знания детей о русских подвижных играх наших предков.
Задачи:
Разработать систему использования народных подвижных игр в совместной деятельности с детьми.
Организовать взаимодействия с семьями воспитанников.
Создать условия для проведения подвижных игр.
Накопить и использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Сформировать интерес у детей и потребность в использовании народных подвижных игр.
Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
Учить детей брать на себя роль лидера, договариваться, распределять роли и соблюдать правила в течении всей игры.
Развитие у детей положительных эмоций от народной игры.
Методы проекта:
игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.
Этапы осуществления проекта:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Мероприятия Объект Срок проведения Ответственный
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала, подбор диагностического инструментария. Сентябрь Воспитатели
группы
2. Создание условий реализации проекта:
- Разработка перспективного плана использования народных подвижных игр.
- Составление картотеки подвижных игр на все возрастные группы с учетом следующих требований:
соответствие содержания игры возрастным особенностям детей (игровые образы должны быть понятны и интересны детям)
учёт времени года, погоды, температуры воздуха, одежды детей, наличие оборудования на групповом участке.
- Составление картотеки считалок,.
- Изготовление атрибутов к сюжетным народным подвижным играм.
- подбор познавательного материала об истории народных подвижных игр.
- подбор картинного материала по подвижным играм
Октябрь
В течении реализации проекта Воспитатели средней группы
3. Диагностическое обследование:
- Анкетирование родителей «Народные подвижные игры дома».
- Вопросник по игровой деятельности для детей
Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателя по вопросу «Организация проведения народных подвижных игр с детьми дошкольного возраста)
Родители
Дети
педагоги
Сентябрь
Воспитатели
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
I. Работа с детьми:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Мероприятия Срок проведения Возрастная группа Ответственный
1. Заучивание считалок, молчанок, закличек к играм.
В течении реализации проекта Средняя
группа Воспитатели
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Мероприятия Срок проведения Возрастная группа Ответственный
1. Объяснение правил игры В течении реализации проекта Средняя группа Воспитатели
2. Познавательные занятия:
«Русские подвижные игры», с целью расширения и закрепления знаний детей о русских подвижных играх наших предков.
«Использование народных игрушек в играх детей» С октября по январь Средняя Воспитатели
3. Рассматривание альбома и мультимедийных презентаций «Играем весело!» В течении реализации проекта Средняя группа воспитатели
4. Беседа «Как играли в старину»
5. Рассказ воспитателя «Откуда появились считалки?» В течении реализации проекта Средняя группа воспитатели
6. Конкурс «Знатоки народных подвижных игр и считалок» Апрель Средняя группа воспитатели
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Мероприятия Срок проведения Возрастная группа Ответственный
1. Организация и проведение народных подвижных игр
В течении реализации проекта Средняя группа Воспитатели, инструктор по ФК
2. Физкультурный досуг «Путешествие в мир русских народных игр» февраль Средняя группа Инструктор по ФК, музыкальный руководитель
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Мероприятия Срок проведения Возрастная группа Ответственный
1. Объяснение техники безопасности. В течении реализации проекта Средняя группа Воспитатели
2. Совместная игра. В течении реализации проекта Средняя группа Воспитатели
3. Ознакомление с атрибутами игр. В течении реализации проекта Средняя группа Воспитатели
ХУДОЖЕСВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Мероприятия Срок проведения Возрастная группа Ответственный
1. Включение народных подвижных игр в организованную деятельность соответствующей тематики, в праздники и развлечения. В течении реализации проекта Средняя группа Воспитатели, музыкальный руководитель
2. Досуг «Капустник» ноябрь Средняя гр. Музыкальный руководитель
3. Изготовление атрибутов к народным играм
В течении реализации проекта Средняя группа Воспитатели, специалисты
4. Выставка рисунков «Я играю, я расту!»
В течении реализации проекта Средняя группа воспитатели
II. Работа с родителями
Мероприятия Срок проведения Ответственный
Родительские собрания:
– презентация проекта «Народные подвижные игры» Май Воспитатели
Консультация «Русские народные подвижные игры для малышей.
Играйте вместе с нами»
Беседа «Организация подвижной игры на воздухе» Ноябрь Воспитатели
Памятки «Организация двигательного режима в домашних условиях». «Роль подвижной игры в воспитании детей»
Буклет «Подвижные игры – залог здоровья малышей» Октябрь Воспитатели
Копилка для родителей: «Играйте и пойте с нами» В течении реализации проекта Воспитатели и специалисты
Папки-передвижки:
«Во что играют наши дети?» Январь Воспитатели
Выставка семейных рисунков «Играю вместе с семьёй» Апрель Воспитатели
Делимся опытом:
«Играем вместе с детьми» Май Воспитатели
Совместная деятельность детей и родителей:
семейные рисунки и фотовыставка «Играю вместе с семьёй»
«Изготовим атрибут для игры для детского сада» Апрель Воспитатели
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей:
Итоговое мероприятие «С друзьями не скучаем, весело играем!» Апрель Воспитатели
III. Работа с педагогами
Мероприятия Срок проведения Ответственный
Работа творческой группы по утверждению перспективных планов по народной подвижной игре Октябрь Воспитатели группы
Консультация: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста» Октябрь Воспитатели
Консультация: «Использование фольклора для успешной адаптации детей к ДОУ» октябрь Педагог-психолог
Теоретический семинар «Народная подвижная игра в работе ДОУ» Октябрь Воспитатели
Педагогическая гостиная «Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО». Ноябрь воспитатели
Мастеркласс в форме деловой игры «Народная подвижная игра в познавательном и двигательном развитии дошкольников». Ноябрь Воспитатели
Презентация опыта работы «Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей раннего возраста» Март Ермакова А. А.
Круглый стол-презентация «Реализация педагогического проекта «Народная подвижная игра»» Апрель Воспитатель
III. ОБОБЩАЮЩИЙ.
Мероприятия Объект Ответственный
1. Диагностическое обследование:
Диагностика «Сформированность знаний детей народных подвижных игр и умение их организовывать». Дети
Воспитатели
2. Анализ достижения цели и полученных результатов, определение дальнейшей реализации проекта. Воспитатели группы
3. Оформление опыта работы МБДОУ по реализации педагогического проекта «Народная подвижная игра» Воспитатель
Ермакова А. А.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
• развитие диалогической и монологической речи детей.
• использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
• самостоятельная организация детьми народных подвижных игр,
• для выбора ведущего самостоятельное использование считалок.
• бережное отношение детей к предметам быта, произведениям народного творчества.
• использование предметов народной культуры в самостоятельной деятельности
• осмысленное и активное участие детей в народных праздниках
• умение брать на себя роль лидера, договариваться, распределять роли и соблюдать правила в течении всей игры,
• испытание детьми положительных эмоций от народной подвижной игры.
Для родителей:
• привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр
• повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития игровой деятельности детей
• активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
• создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
• качественное освоение педагогами инновационных технологий;
• повышение профессионального уровня педагогов.
Разработчик: Ермакова А. А., воспитатель МБДОУ ДС № 40 «Дюймовочка» г. Туапсе