Юлия Юрина
Народные подвижные игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Современные дети двигаются меньше, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры, из-за привязанности к телевизору, к компьютерным играм. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству. Трудности детей в умении брать на себя роль лидера, договариваться, распределять роли и соблюдении правил в течение всей игры.
Публикация «Народные подвижные игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация деятельности по русским подвижным играм. Русские подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.
Цель работы: создание условий эффективного влияния народных игр на социализацию личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-знакомить детей с русскими народными играми через народный фольклор;
- развивать познавательные способности детей через представление о традициях, обычаях, искусстве русского народа;
- содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания;
- воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля;
- развивать чувства патриотизма и любви у детей к своей Родине России;
- вызвать интерес и желание играть в русские народные игры;
-вовлечь родителей в деятельность по ознакомлению детей с русскими народными играми.
В своей работе я использовала русские народные подвижные игры в повседневной жизни, на занятиях физической культурой, а также в праздниках и развлечениях, проводимых в ДОО. Все мероприятия проходили с участием детей старшего дошкольного возраста.
В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми. Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, в проводимой мной игре "Яблонька", ведущая девочка изображает движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это, и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В этой игре каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться. Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным.
Я проводила игру "Гуси и волк", и по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действия волка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Дети учатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.
Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его. В полюбившейся детям игре "Кто с нами", построенной по принципу переклички двух команд, они передают движением работу в поле, о которой поют: пашут, сеют жито, жнут, кладут в снопы, везут на ток, молотят, пекут каравай и празднуют. В этой игре просматривается вся последовательность работы взрослых в поле. Дети узнают весь путь, который проходит хлеб до того, как он попадает на стол. Они понимают, как много нужно приложить сил, чтобы в итоге выпечь каравай. Конец игры завершается пиром, который символизирует радость после сбора хорошего урожая.
Игра "Воробушек" связана с различными видами деятельности людей. Ведущий (воробей) показывает движением и мимикой ответы на вопросы, которые задают ему играющие. Он изображает работу грибника, рыбака, пастуха, косца, плясуна. Дети, знакомые с этими видами деятельности, выполняют образные движения в роли ведущего, остальные овладевают всем этим в игре.
Игра "Пахари и жнецы" тоже строится на мотивах полевых работ. Но она несколько отличается тем, что в ней присутствует насмешка. Пахари и жнецы поочерёдно себя нахваливают и подсмеиваются над противоположной командой, показывают свою быстроту, ловкость. Здесь присутствует элемент соревнования. В итоге побеждают самые ловкие.
В игре "Лень" главный персонаж наделён качеством, которое не находит
поддержки в реальной жизни. Он не хочет ничего делать, но просит его одеть, накормить и напоить. В игре делается акцент на то, что так не должно быть в жизни, чтобы вырос хороший урожай, нужно потрудиться. Тем самым дети учатся уважать труд, а лень не одобряют. Число игр, отражающих труд людей, велико. Это "Редька", "Горох", "Хмель" и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.
Так как предметный мир имеет большое значение для социализации детей, мною были организованны игры, которые помогают детям ориентироваться в окружающем мире, вызывают желание познавать его. Игры с предметами развивают у детей умение действовать с предметами. Наиболее популярны народные игры с мячом. Игры с мячом разнообразны. Это игры-состязания, например, "Зевака", "Гонка мяча по улице", игры, которые построены на определённом сюжете, в которых не просто развиваются сила, ловкость, различные умения, а дети выступают в какой-либо роли (игры "Охотник", Защищай город", "Сторож", "Зайчик" и другие). Предметный мир важен для сюжетно-ролевых игр. Используя народные атрибуты, например, куклы, орудия труда, дети воспроизводят в своей игре жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра является отражением взрослого мира, и различные предметы, используемые детьми в игре (мебель, предметы обихода и другое, придают ей большее сходство с жизнью взрослых.
После выбора игры я распределяла роли так, чтобы никому не было обидно. На помощь детям в этом случае приходят различные считалки, жеребьевки. Далее, когда роли распределены, идёт сама игра, у которой есть свои правила, обязательные для всех участников. Нарушающие правила удаляются из игры.
Таким образом, народные игры помогают социализации ребёнка, включая его в процесс активного познания себя, развивая умение выражать эмоции, развивая доверительное отношение к взрослым. Народные игры приобщают ребёнка к народной культуре и к Отечеству. Через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы, черты характера. Поэтическое слово, выразительные интонации, которые пронизывают народные игры с припевами, являются прекрасным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе. Поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Ребёнок, воспитанный на народных играх, песнях, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.