Галина Ермакова
Конспект НОД по ФЦКМ «Русские народные музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательной деятельности формирование целостной картины мира
«Народные музыкальные инструменты»
Цель: Формировать представление у детей о народных музыкальных инструментах, их звучании.
Задача:
• Знакомить и уточнить знания у детей о народных музыкальных инструментах;
• Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память;
• Воспитывать интерес к музыкальным инструментам, через игровую деятельность.
Дети сидят полукругом.
- Ребята, я сейчас вам включу одно музыкальное произведение, а вы внимательно его послушайте.
Звучат – русские народные наигрыши.
- Что вы сейчас услышали?
Дети называют, какие музыкальные инструменты они услышали (колокольчик, бубен, гармошка)
- Вы все правильно называете – это звучат музыкальные инструменты, точнее, это народные музыкальные инструменты. Не одно народное гуляние нельзя представить без сопровождения музыкального инструмента.
И сегодня вы можете, посмотреть эти музыкальные инструменты и поиграть на них.
Народные музыкальные инструменты появились давно, были простые и сделаны из подручного материала
Из кусочков дерева, кожи животных.
Отгадайте- ка загадки, какие инструменты лежат перед вами:
Кто отгадает, тот на инструменте играет.
Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
Ложки - это не только предмет посуды, но и музыкальный инструмент, существует даже школа игры на ложках, а музыкантов называют ложечники.
Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно. (Бубен)
Играющего на бубне называют – бубнистом.
На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь.
(Бубенцы)
Бубенцами украшали упряжку лошадей
На ремне в рядок весим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукиваем чётко.
Звонкий инструмент (трещётка)
Трещотку использовали не только как музыкальный инструмент, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей. В народе её прозвали трескатуха.
Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.
И весёлые старушки под неё поют частушки.
(Гармошка)
А музыканта называют гармонистом.
Посмотрите, какой этот интересный инструмент.
На дощечке - есть насечки, палочкой по ним проведешь и услышишь звуки.
Этот инструмент называется рубель. Но в старину этот предмет помогал хозяйке стирать и утюжить бельё, а музыкальным инструментом, как и ложки, они стали уже использоваться позднее.
Как же мы назовём все эти предметы? Народные музыкальные инструменты.
Физминутка: Балалайка, балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока, баян!
Выше поднимаем трубы,
Громко-громко дуем в трубы!
В бубен бьём, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим.
А сейчас хочу вас проверить, как вы запомнили названия музыкальных инструментов.
Игра «Найди инструмент»
Дети переворачивают картинку – находят и называют инструмент.
А сейчас я предлагаю поиграть в народные игры с некоторыми из музыкальных инструментов.
Игра: «Ты беги веселый бубен»
Дети стоят в кругу и передают по кругу бубны (2-4 штуки, от количества играющих) произнося текст.
Ты беги веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам.
Дети, у которых остались бубны на конец фразы, выходят в центр круга и танцует с бубном, остальные дети хлопают.
Игру можно повторит 2-3 раза.
Игра «Бубенцы»
Дети идут по кругу и произносят текст.
Колокольцы бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Динь –дон, динь –дон
Угадай, от куда звон.
После этих слов, дети которые находятся в центре круга, один с завязанными глазами – он должен поймать, ориентируясь на звук другова, который убегает и играет в бубенцы.
Ребята, вас понравилось занятие? В какие музыкальные инструменты лежат перед вами? (Народные).