Света Цурмичева
Народные игры как средство коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры как средство коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Может возникнуть вопрос: почему, в 21 веке, веке современных компьютерных игр и технологий, стоит остро проблема приобщения подрастающего поколения к традициям русского народа? В настоящее время дети выстраивают общение не со сверстником или взрослым, а с виртуальным компьютерным миром. Как правило, в такие игры они играют молча.
Публикация «Народные игры как средство коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте необходимо научить детей взаимодействовать со сверстником так и взрослым. Хочу познакомить вас с темой «Народные игры как средство коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста».
Понимая важность проблемы, для современных педагогов стало бесспорной необходимость привлечения исконно русских игр в повседневную жизнь современных дошкольников.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения Лисиной, Репиной, согласно которой общение и ком. деятельность рассматриваются как синонимы. Анализ определений показывает, что ком. Деятельность трактуется как понятие более широкое, чем общение, но в тоже время она является составляющей процесса общения. По мнению М. И. Лисиной, коммуникативная деятельность развивается в несколько этапов.
На первом этапе взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.
В настоящее время нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Значит, завершая этап дошкольного образования, ребенок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, положительно относиться к себе и к другим, быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Одним из средств, позволяющим увлекательно и эмоционально организовывать коммуникативную деятельность дошкольника является народная игра.
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для детей дошкольного возраста.
Народная игра обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа, служит средством формирования навыков общения детей дошкольного возраста.
По содержанию все народные игры лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны.
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие с илу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)
Игры с ведущим (водящим) - игры, где игрок ведет игру и осуществляет взаимодействие с другими участниками по средствам диалога
Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры : «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры : «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры - это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк- волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Например игра цепи кованые направлена на развитие партнерского диалога, в этой игре дети учились договариваться между собой для того чтобы выбрать наиболее сильного игрока и победить. Но в тоже время учила детей устанавливают очередность чтобы в игре принимали участие все дети без исключения. А когда очередь доходила до хрупкой девочки Арина, остальные дети партнеры по команде подбадривали ее и советовали ей куда лучше бежать.
Игра кумушки так же направлена на развитие партнерского диалога. В этой игре так же учились договариваться между собой. Но цель их была договориться между собой и перебежать на то место, с кем ребенок договорился. Не все дети смогли договориться с игроком, и пришлось всю игру стоять на своем месте.
Следующая игра гуси направлена на развитие сотрудничества. в этой игре дети видели действия партнера (т. е вожака гусей) и должны были повторить все движения за ним идя на пруд.
Игра капуста тоже направлена на развитие сотрудничества. В этой игре дети согласовывали движения со словами, и с движениями партнера.
А игра жмурки направлена на развитие отношения к себе и к другим детям. В этой игре дети должны не попасться водящему. Но были и такие ситуации, Степа постоянно толкал своего партнера по игре водящему на встречу. Я обращала внимание на это и проводила индивидуальную работу.
Организуя народные игры с детьми, необходимо помнить, что каждому ребенку хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. На помощь приходят мудрые народные считалки.
Единая задача в игре, совместные усилия детей к ее достижению, общие интересы и переживания сближают, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не закрыл глаза - выходи из игры, не добежал до черты – нарушил правила и т. д.).
Задача взрослого дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии справедливости, взаимной выручки и ответственности.