Ирина Кушнарева
Конспект занятия в старшей группе «Народная кукла-оберег»
Возрастная группа : старшая группа.
Время: 25мин.
Приоритетные области:
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Воспитательные задачи:
-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Народная кукла-оберег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Воспитывать уважение к труду народных умельцев, создававших этих кукол.
Развивающие задачи:
-Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).
-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, народными традициями;
-Развивать внимание, эмоциональность, чувство прекрасного.
Обучающие задачи:
- Учить различать кукол по внешнему виду, по названию.
- Объяснить, почему так называли кукол: Параскева-пятница, Столбушка, Радостея и др.
- Пополнить словарь новыми выражениями.
- Учить составлять описание предмета.
Развивающая среда: выставка кукол, книжки-раскраски, цветные карандаши.
Вводная часть:
-Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. (Выкладываю куколок)
-Да, вы правы, это куколки-кувадки или куколки-обереги. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей)
-Правильно, оберег от слова "оберегать". Наши предки, жившие в стародавние времена на Руси, верили, что такие куколки помогают людям в разных жизненных ситуациях. Куколок делали безликими, чтобы "в них не вселился злой дух".
Основная часть:
-Посмотрите на экран. Эта куколка - Параскева-пятница. Осенью, по окончании уборки, женщины и девушки собирались на посиделки в одной избе. А чтобы дело спорилось, нитки не путались, иглы не ломались, в первый день посиделок делали куколку Параскеву-пятницу
-А вот куколки Столбушка и Радостея. Как вы думаете, которая из них Радостея и почему? (Ответы детей)
Нахождение куколки Радостеи в доме и общение с ней возвращало людей в радостно-благостное состояние
- Такое же значение имели куколки Вепская радость и Весёлка
-А вот кукла Баба-Берегиня. Она берегла и охраняла дом от дурного глаза и злых людей.
- Кукла Мать-Берегиня была оберегом матери и детей
-Куколки-кормилки. Там, где кормилка всегда есть хлебушек да молоко для детушек
-Кукла Рябинка с детками - символ женской мудрости и зрелости.
-Куклы Барыня и Богатушки делались на богатство в доме
-Делали женщины разных куколок-помощниц.
-Иван-да-Марья делались на счастливое замужество. А Званка-желанка - на заветное желание
Муз. пауза: Куколка Весёлка приглашает вас на русскую народную хороводную игру "Пойду ль да выйду ль я"
-Куклы-пеленашки делали для самых маленьких деток. Кукла Московка была символом многодетного материнства
-Куколка Утешница утешала плачущего ребёнка, кукла Ведучка призвана была вести дитя по жизни
К вербному воскресенью делали куколок-вербниц
-Куколка Убоженька учила детей быть милосердными
-Зимой детям делали куколку Санницу
-Делали куклы Крупенички и Кубышки-травницы
-Для игр делали куколок из талаша
-Масленица
Заключительная часть:
-Кто в кукол не играл, тот детства не видал.
Чтение сказки "Крупеничка".