Татьяна Егоренкова
Наблюдение с детьми на прогулке в зимний период
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Снежинки
Цель
Учить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок - шесть лучиков в форме веточек.
Наблюдение
Сегодня тихий морозный день. Посмотрите, как красиво вокруг: сверкая на солнце, кружатся снежинки и тихо опускаются на землю. Поймайте снежинки на варежку, посмотрите, какие они разные. С чем вы можете их сравнить? Одна похожа на звездочку, другая - на цветочек. Снежинки - это кристаллики, которые состоят из шести лучиков-веточек. Что произойдет со снежинкой, если она упадет нам на ладонь? Да, она растает.
Публикация «Наблюдение с детьми на прогулке в зимний период» размещена в разделах
А почему так? Когда наступает потепление - снег падает хлопьями, которые состоят из множества снежинок, при похолодании снег идет в виде крупы, снежинки круглые, в ветреную погоду - он игольчатый, колючий.
Словарь. Снежинки, кристаллики, пушистый, игольчатый.
Тема: Лед, гололед, гололедица
Цель
Показать детям, как образовывается лед на лужах; определять свойства льда, учить понимать зависимость - чем больше мороз, тем толще становится лед; во время гололедицы надо соблюдать осторожность.
Наблюдение
Посмотрите, сегодня на лужах появился первый ледок, сквозь него видно листочек, который остался на земле с осени. Если стать на лед, он трещит, легко ломается, очень хрупкий. Через время мороз усиливается и толщина льда увеличивается, он становится блестящим, прозрачным, образуются ледяные дорожки. Зимой можно наблюдать гололед - это осадки в виде слоя плотного стекловидного льда, образующегося на растениях, проводах, предметах. После оттепели может замерзнуть подтаявший слой снега - это гололедица.
Через какое-то время покажите детям, как изменились свойства льда, предложите покататься по ледяным дорожкам. Спросите, легко ли скользить по льду? Лед какой?
Словарь. Скользкий, твердый, трещит, хрупкий, ломается, замерзает, гололед, гололедица.
Тема: Снегопад, метель
Цель
Учить детей наблюдать за зимними тучами, различать снегопад, метель, понимать, в чем их особенности, почему происходит то или иное явление.
Наблюдение
Посмотрите, как красиво вокруг. Это прошел снегопад: улицы стали сказочными, на ветках деревьев лежит снег, земля укрылась снежным ковром, образовались большие сугробы. Принесли такой снегопад серые снежные тучи. Давайте померяем: много ли снега намело, какая толщина снежного покрова? Такой слой снега полезен природе, он защищает ее от мороза. Детям очень нравится играть, когда много снега. А еще можно лопатками расчистить от снега дорожки, крыльцо. Но бывают метели, когда сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и переносит его в другое место. Это явление лучше наблюдать, стоя в укрытии.
Обратите внимание, где снег задерживается? На каких местах снег не остается? Почему?
Словарь. Снегопад, снежный покров, метель, заносы.
Тема: Свойства снега
Цель
Учить детей определять свойства снега, понимать, что они зависят от погоды, в частности, от повышения или понижения температуры воздуха; упражнять в умении лепить из снега разные фигуры.
Наблюдение
Предлагаю вам поиграть со снегом. Возьмем его в руки - он очень холодный, мокрый, поэтому обязательно нужно надеть варежки, будет удобнее. Сегодня снег хорошо лепится, так как на улице оттепель, поэтому и цвет его меняется: он темнеет. А лепить можно снежные комочки - снежки, «пирожные» в различных формочках, разные фигурки зверушек, снеговика, снежную крепость и многое другое.
Тема: Морозные узоры на окнах
Цель
Показать детям морозные узоры на окнах, объяснить, что они образуются, когда на улице большой мороз, а в комнате воздух влажный; учить видеть в узорах сказочные рисунки.
Наблюдение
Посмотрите, какие красивые узоры на окнах. Они блестят на солнце, привлекая нас своими необычными рисунками. Это мороз-волшебник создал такую красоту. А сделал он так, потому что на улице сильный мороз, а у нас в комнате влажный воздух. Посмотрите, все ли рисунки на окнах одинаковые. На что они похожи? Что произойдет, если дотронуться пальчиком до узора на окне? Всегда ли в мороз окна украшены узорами? (Нет, если в комнате воздух сухой.) А еще мороз может украсить деревья, кусты, траву игольчатыми украшениями - сказочные тоненькие белые листочки будто вырастают из веточек, стволов. Это - иней.
Словарь. Узоры, разрисовать, заморозить.
Тема: Зимнее солнце
Цель
Учить детей наблюдать за солнцем зимой, понимать, что оно светит, но не греет, поднимается низко, дни короткие, ночи длинные, много пасмурных дней.
Наблюдение
Зимой солнце показывается редко и совсем не греет.
Когда на улице солнце, говорят: погода солнечная, ясная, а когда солнце за тучами и его не видно - то пасмурно. Больше всего пасмурных дней в декабре, да и дни эти очень короткие. Поэтому декабрь считается самым темным месяцем в году. В январе дни становятся чуть длиннее, солнышко появляется чаще, но на улице становится холоднее. В конце февраля солнечные лучи начинают дарить земле тепло, хотя зима еще борется за свое превосходство. Однако уже чувствуется приближение весны.
Словарь. Солнечно, пасмурно, светить, зимние месяцы : декабрь, январь, февраль.
Тема: Мороз или оттепель
Цель
Учить детей различать, когда на улице мороз, а когда оттепель, как в эти дни изменяется погода, когда лучше гулять; показать термометр, учить определять температуру.
Наблюдение
Погода зимой бывает разная. Собираясь на прогулку, мы должны знать температуру воздуха и соответственно одеваться. Это легко сделать: нужно только посмотреть на термометр за окном.
Если он показывает нулевую отметку, то мы понимаем, что на улице оттепель. А если мы видим на термометре градус ниже 0 - это уже мороз, одеваться нужно теплее, руки прятать в теплые рукавицы, завязывать покрепче шарф. А по каким признакам во время прогулки мы можем определить : мороз в воздухе или оттепель?
Словарь. Мороз, оттепель, термометр, температура.
Тема: Птицы зимой
Цель
Учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц.
Наблюдение
Посмотрите: на площадку детского сада прилетели птицы. Назовите, каких из них вы знаете. Да, зимой мы можем увидеть воробьев, ворон, синиц, снегирей, соек. Этих птиц называют зимующими, потому что они зимуют в наших краях. В это время птицам тяжело находить корм, они могут погибнуть, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают туда корм: семена, зерна, крошки хлеба, развешивают кусочки сала. За кормушкой нужно наблюдать издалека, чтобы не спугнуть птиц. Очень интересно рассматривать следы птиц на снегу, все они разные, и можно определить, какие птицы здесь были.
Словарь. Зимующие птицы, кормушки, корм, искать, подкармливать.
Тема: Деревья зимой
Цель
Учить детей различать и называть деревья, понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада.
Наблюдение
Зимой деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, потому что очень холодно, мало света, вместо воды - снежный ковер. Когда на улице морозные дни, ветки деревьев и кустов легко ломаются, поэтому их нужно оберегать. Если подсыпать снег под деревья и кусты, то во время таяния он напоит их корни. И мы лопатками подсыплем снег поддеревья. Зимой деревья различают по коре на стволе, расположению веток, плодам, которые остались на дереве. Очень красивы деревья после снегопада, но веткам тяжело держать много снега. А в инее деревья выглядят сказочно.
Словарь. Дерево, состояние покоя, ствол, кора, ветки.
Тема: Зимняя ночь
Цель
Учить детей наблюдать, как наступает ночь зимой, обратить внимание, что она длинная; любоваться, как блестит снег в свете фонарей; находить в небе месяц, звезды.
Наблюдение
Зимой день очень короткий. Это связано с тем, что солнце светит мало, поднимается невысоко и быстро садится, на улице очень рано темнеет. Когда зимним вечером мы гуляем, то на улице уже темно и горят фонари. Посмотрите, как красиво блестит снег в свете фонарей. Интересно наблюдать за вечерним небом : как появляется месяц, рассматривать звезды. Все звезды образуют созвездия, которые имеют интересные названия: Большая (Малая) Медведица, созвездия Льва, Рыбы, Весов и др.
Словарь. Зимняя ночь, фонари, блестит, длинный - короткий.
Тема: Ель и сосна зимой
Цель
Обратить внимание детей на то, что зимой ель, сосна - единственные деревья, которые остаются зелеными, дать объяснение, почему именно так, показать шишки ели и сосны, семена в них.
Наблюдение
Ель и сосна - очень полезные деревья, любят песчаную почву. Зеленые они и зимой, и летом, форма листа - игольчатая и называется хвоей.
Эти деревья имеют приятный запах. Ствол прямой, покрыт шершавой коричневой корой. Ветки растут густо, внизу они увеличиваются. На ветках и стволе выступает сок - смола, которую называют живицей. В шишках есть семена, ими зимой лакомятся птицы. Ель и сосна - хвойные деревья, обладающие целебными свойствами (особенно живица, поэтому чаще нужно гулять в лесу, где растут эти деревья.
Словарь. Ель, сосна, иголки, хвоя, смола, живица, шишки.
Тема: Зимние месяцы
Цель
Продолжать знакомить детей с названиями зимних месяцев, учить замечать изменения, которые происходят каждый месяц. Обратить внимание, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает.
Наблюдение
Зима - чудесное время года. Зимние месяцы имеют такие названия: декабрь, январь, февраль. Интересно, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает. Каждый месяц имеет свои особенности: в декабре земля замерзает раньше, чем выпадает снег (особенно это заметно на вспаханном поле или вскопанном участке); в январе мороз сечет - припекает нос, щеки; в феврале бываю сильные ветры, зима лютует морозами, снегопадами, метелями.
Словарь. Месяцы, начинает, заканчивает, изменяется.