Шантыз Настя
Конспект исследовательской НОД «На выставке кожаных изделий» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «На выставке кожаных изделий» с использованием технологии: исследовательская деятельность (подготовительная группа)
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ «Нальмес»
Шантыз Н. М.
а. Тахтамукай
2018 г.
Цели:
1. Дать детям понятие о коже как о материале, из которого делают разнообразные вещи.
2. Вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда.
Публикация «Конспект исследовательской НОД „На выставке кожаных изделий“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Воспитывать желание принимать участие вместе с родителями в выставке подделок из кожи.
4. Воспитывать желание изучать историю своего народа.
Материалы и оборудование:
1. Чудесный мешочек, обрезки из кожи, ткани, изделия из кожи, картинки с изображением изделий из кожи
2.Ёмкости с водой для экспериментальной деятельности
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители
База исследования проекта МБДОУ №1 «Нальмес».
Ожидаемые результаты: Овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками в процессе аппликации.
Вид проекта: среднесрочный, групповой, творческий, практико-ориентированный, социально-личностный.
Актуальность проекта: Аппликация - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются графические изображения.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» - развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками; эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности.
«Познавательное развитие» - дать первичные представления об объектах окружающего мира – дать понятие о коже, как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи. Познакомить с видами кожи. Активизировать познавательную деятельность через экспериментирование.
«Речевое развитие» - учить детей владеть речью, как средством общения и культуры.
«Художественно-эстетичное развитие» - формировать элементарные представления о видах искусства, связанных с изготовлением изделий из кожи.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
У меня на столе есть волшебный мешочек, какие же волшебные вещи он для нас приготовил, посмотрим?
Игра: «Угадай на ощупь».
( В мешочке: ткань, кожа, бумага, дерево.)
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – ковры, изделие из дерева, керамики, кожи. Они становятся украшением нашего жилья. «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго, «-говориться в пословице. Любая работа хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу. Какие только материалы не используют люди при изготовлении самых различных предметов, например кожу. Этот материал создала сама природа.
Знакомство с историей кожаных изделий :
Кожа — это натуральный материал. Она - мягкая, пластичная, прочная, гибкая, практичная, гигиеничная, надежно защищает от холода, влаги и пыли. Изделия из нее красивы.
Эксперимент с кожей:
Дети определяют свойства кожи: цвет, толщину, кожа гладкая, неровная, мягкая, не мнётся и легко распрямляется, не рвётся, сравнивают с тканью. Проводится опят на её непромокаемость.
Люди издавна научились работать с кожей. Первая одежда была из шкур животных… Первое оружие человека… (силки для ловли птиц и зверей, воинские доспехи, колчаны для стрел, конская упряжь, жилища, посуда, лодки, пергамент для письма были из кожи. Слайды 1-10
Отправимся на выставку кожаных изделий.
Из кожи юбка и пальто,
И куча сношенных сапог.
Давно уж стало всё не то,
Вещам, увы, приходит срок.
В сумке маминой картошка,
Варежкой играет кошка,
Висит старенький пиджак,
Всё не выбросить никак.
Давайте посчитаем, сколько предметов у меня на столах (прямой и обратный счёт до 20, назовите соседей числа, больше, меньше, равно, посчитать 10-ми до 100).
Искусно обрабатывали кожу мастера Древней Руси, они шили нарядную обувь и одежду, украшали её жемчугом, бисером, серебром. Слайды 11-12.
Кожа бывает разных цветов? Какие? Кроме одежды, что ещё бывает кожаное? (Диван, кресло, стул и т. д.)
Загадка: Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать
Чтобы не мёрзли пять да пять.
(Перчатки)
Кожаные перчатки были известны ещё в древние времена. Их находили даже в египетских гробницах. Перчатки защищали руки от холода и грязи, или служили символом высокого положения человека. Первоначально перчатки имели форму мешочков, без выделения пальцев. Потом для удобства в работе стали выделять большой палец, постепенно перчатки приобрели тот вид, в котором они дошли до настоящего времени. Рассмотрите разновидности перчаток. Слайды 13-15
Пальчиковая игра. (Про утят). Давайте разделим слова на слоги (хлопками).
Посмотрите, что у меня в руках? (Сумка). Для чего нужны сумки? (Ответы детей).
Возникновение кожаных сумок было вызвано необходимостью переноски тяжестей при перемещении людей с одного места на другое. Сумки носили на поясе, на длинном ремне, на голове, за плечами, в руке, возили на тележке. Форму и размер сумки, во многом определяли её функция и величина шкуры животного, из которой её изготавливали.
Давайте посмотрим, как изменялась форма сумок. Слайд 16. У девушек много сумок их меняют через день. Назовите дни недели (между какими днями, какой по счёту день недели).
Игра «Короче-длиннее» :
Что длиннее - неделя или месяц?
Пять часов – или одни сутки?
Семь суток или одна неделя?
30 мин. или 1 час?
12 месяцев или 1 год?
10 лет или век?
У многих народов элементом мужского и женского костюмов издавна является широкий пояс. Дополнительно его украшают теснением, переплетением ремешков, металлическими накладками. Слайды 17-18.
Мы одеваемся по погоде? Сколько месяцев в году? Сколько времён года? Сколько частей в сутках? (перечислите)
Чтобы рассмотреть следующий экспонат нашей выставки вы должны отгадать ещё одну загадку:
Два брата-арапа, ростом - по колено.
Везде с нами гуляют, наши ноги защищают.
(Сапоги)
Самая прочная и удобная обувь – это обувь, сделанная из кожи. Рассмотрите разновидности кожаных сапог. Слайды 19-22.
Кожаную прочную обувь, которая не боится ни дождя, ни снега, делали во все времена. А также мягкие тонкие мокасины из замши.
Видео 1. «Как делают обувь на фабрике».
Что вкладывают люди в каждую обувь? Обувь несёт тепло человеческих рук?
Игра на внимательность. При правильном ответе - хлопаем в ладоши, не правильном – топаем ногами.
Весну сменяет зима (топ.)
Летом катаются на санках (топ.)
Май месяц весны (хлоп.)
В году 4 месяца (топ.)
Март второй месяц весны (топ.)
Урожай собирают осенью (хлоп.)
Дети загорают и купаются зимой (топ.)
Изделия из кожи украшали бахромой разной длины, вышивкой из кожаных ремешков, бисером, аппликацией. Техника аппликации не позволяло выполнять мелкие сложные детали. Поворачивая готовые орнаменты, вокруг оси и чередуя их с гладкими кусками кожи, получали множество разнообразных вариаций. Как и у всех народов, общинно-родового развития, вид и сочетания различных мотивов орнамента указывали на принадлежность владельца определённому племени и роду.
Стук в дверь. Заходит учительница адыгейского языка с мальчиком и девочкой в национальных костюмах.
-Здравствуйте ребята! Мы проходили мимо и услышали, как вы сейчас говорили о родовых различиях. Я вам тоже хочу об этом немного рассказать. Вот у меня в руках родовые знаки (4-5 тамги). А также об адыгейских орнаментах, которые вышивались на одежде и обуви. Именно благодаря знакам-тамгам, мы могли определить род и племя, к которому относились. Мои друзья тоже в нарядных костюмах-сае, на которых вышиты адыгейские орнаменты. Давайте их рассмотрим (показ костюмов-сае).
-А какое сейчас время года? Что изменилось в природе? А стихи про весну вы знаете? (3 стихотворения).
-Ребята, я к вам сегодня пришла не с пустыми руками, у меня в сумке лежат адыгейские орнаменты из кожи. Я вижу, у вас на столах лежат клатчи и сапоги. А давайте на них наклеим эти красивые орнаменты и подарим их нашим гостям. А кто умеет красиво рисовать, можете нарисовать.
Аппликация с кожей и рисование. (Под музыку.)
Дети дарят гостям свои работы.
-Ребята, мои друзья хотят с вами поиграть. Игра: «пэ1ок1адз».
-У меня для вас есть сюрприз, мои друзья хотят станцевать для вас. (Танцуют хьакулящ).
-Воспитатель. Спасибо вам, наши гости дорогие! Нам очень понравились ваши танцоры.
Итог: А что вам больше всего понравилось, ребята? Что вы делали?
А завершим мы сегодня наше занятие общим танцем «т1урыт1у». Приглашаются все дети и гости.