Лидия Пудова
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мы играем в театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мы играем в театр» 2022
Старшая и подготовительная группы
выполнила
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №111»
Пудова Л. П.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок,музыки,творчества. Без этого он засушенный цветок.»
В. Сухомлинский
Характеристика проекта :
Тип проекта : творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный.
Вид проекта : групповой.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Мы играем в театр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Продолжительность проекта : среднесрочный (январь – март 2022).
Режим работы: во время и вне занятий.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №111, старшая и подготовительная группы.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.
Возраст детей : 5 - 7 лет.
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время ОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.
Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях.
Актуальность темы:
В области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Проблема: Отсутствие эффективных форм организации музыкальной театрально - игровой деятельности.
Цель: Развитие музыкально - творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса). Научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.
Развивающие:
1. Развивать музыкальные способности через театрализацию сказок.
2. Формировать правильное звукопроизношение.
3. Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.
2. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
3. Формировать коммуникативность детей.
Основные принципы проекта :
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей ребенка – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип системности – работа проводится систематически, в течение 4-х лет (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
3. Принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса музыкально-театральному творчеству.
Предполагаемые результаты:
- Развитие артистических способностей детей. Участие детей в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры песенного и поэтического творчества.
- Развитие ребёнка по всем направлениям образовательной области художественно-эстетическое развитие с интеграцией в другие образовательные области (социально коммуникативное; физическое; познавательное; речевое
- Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием музыки и художественной литературы для детей дошкольного возраста.
- Улучшение отношений между детьми.
Укрепление связей между детским садом и семьёй, между родителями и воспитателями
Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видео- и аудиоматериалы, интернет.
Оборудование для детей: материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельности, аппликации, лепки, игрушки, маски, костюмы, атрибуты для театрализации
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный:
1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами театра, чтения стихов, интернет).
3. Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Волшебный мир театра».
4. Подобрать и изготовить костюмы, атрибуты к постановке сказок (Создать условия для формирования интереса к театральному искусству).
5. Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
6. Составить перспективный план мероприятий.
2 этап. Основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми).
Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с историей возникновения театра, видами и т. д.
3. Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…
4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей, театрализованная деятельность.
Деятельность по осуществлению проекта.
Виды деят-ти Мероприятия :
Чтение художественной литературы «Муха-цокотуха» Чуковского К. ; «Дюймовочка» Андерсена Г. Беседы с детьми по содержанию сказок,составление словесных портретов персонажей,обсуждение кандидатур на роли персонажей.
Чтение стихотворений Агнии Барто «В театре», «Квартет».
С. Я. Маршак «В театре для детей»
Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист» :
«В кино снимается артист,
Артист играет роль.
В кино артист – то футболист,
То лётчик, то король.
Любых профессий и времён
Сыграть героя может он».
Просмотр мульфильмов, видео выступлений детей по инсценированию музык. сказок «Муха-цокотуха» Чуковского К.
«Дюймовочка» Андерсена Г.
«Стрекоза и муравей» по басне С. Крылова
«Кот и мыши» (по мотивам р. н. сказок)
Работа с артистами Выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
Индивидуальная работа по ролям
Работа над отдельными эпизодами.
Репетиция всего спектакля с атрибутами, в костюмах, с музыкальным сопровождением
Беседы с детьми : «Что такое театр», «Какие бывают театры» (музыкальный, кукольный и др., «Что такое декорации?»
Рассматривание изображений разных театров.
Просмотр презентации «В гостях у театра».
Демонстрация иллюстраций театральных героев, рассматривание их костюмов.
«Культура поведения в театре».
Загадки: «Кто работает в театре».
Изодеятельность Рисование : «Моя любимая сказка».
Лепка: «Мой любимый герой сказок»,«Музыкальные инструменты».
Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка», «Дудочка», «Заборчик», «Маляр», «Грибочек», «Поймаем мышку», «Слоник пьет», «Часики», «Гармошка», «Барабанщики».
Дыхательные упражнения: «Хомячок», «Ворона», «Курочка», «Воздушный шарик»,
«Волна», «Часики», «Водолаз».
Дидактические игры: «Угадай кто?» «Подбери рифму»,
«Где мы были, мы не скажем».
Музыкальная деятельность Разучивание музыкального репертуара (сольные и подгрупповые песни, танцы, муз. этюды)
Игра для развития мимики, жестов, голоса: Обыгрывание мимикой и пантомимикой героев «Угадай героя».
Психогимнастические упражнения на изображение различных эмоциональных состояний: «Читаем стихи с разным настроением», «Изобрази героя», «Изобрази вкус яблока», «Измени голос», «Как варили суп» (имитация движений).
Игры на развитие выразительной мимики.
Театрализованная деятельность : Разыгрывание по ролям сценок и эпизодов к осенним и зимним праздникам. Разыгрывание этюдов по песня. Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Этюды, игры, упражнения: Игры-превращения «Превратись в предмет».
Этюды – настроение.
Этюды: «Герои сказок оживают», «Угадай, что я делаю?». «Угадай, кого покажу», Угадай, кого встретил щенок?»,
Работа с родителями: Папка-передвижка «Играем в театр дома»
Создание РППС по проекту (оказание помощи).
Совместное творчество с детьми «Театральные костюмы».
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о театре.
- Подведение итогов в реализации проекта.
- Презентация проекта. Постановка на празднике «8 марта» (для родителей) : музыкальная сказка «Муха-цокотуха» - старшая группа, музыкальный спектакль «Дюймовочка» - подготовительная группа
- показ детям средней группы сказки «Муха-цокотуха»
- Создание подборки стихов, загадок, рассказов о театре.
. Создание, пополнение атрибутов, костюмов к сказкам (совместно с родителями и детьми);
-Оформление информации о театре для родителей
Используемая литература:
Буренина А. И «Ритмическая мозаика».
Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. -
Маханева М. Д. «Театрализованная занятия в детском саду».
Мерзлякова С. И «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет»,
Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 -5 лет»,
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М. : ВЛАДОС, 2001. – 71 с