Левченко Марина
Музыкотерапия как средство сохранения физического и психологического здоровья детей с ТМНР в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкотерапия как средство сохранения физического и психологического здоровья детей с ТМНР в условиях детского дома»
Публикация «Музыкотерапия как средство сохранения физического и психологического здоровья детей с ТМНР в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» январь 2024
Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в физическом и психологическом развитии ребенка, его воспитании, обучении, социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач любого государства.
Дети, проживающие в Гаврилов-Ямском детском доме, кроме основного заболевания, имеют сопутствующие нарушения: эмоциональная нестабильность, поведенческие нарушения, психосоматические заболевания, психические отклонения, аутизм и многие другие. Они нуждается в особом подходе. Существуют множество различных технологий, подходов направленных на их реабилитацию. Особую актуальность приобретают различные средства реабилитации и профилактики, повышающие резервные возможности ребенка с ТМНР. Одной из таких форм является музыкотерапия, как важный метод оздоровления и воспитания гармоничной личности ребенка - инвалида, его культурного развития. Эффект метода музыкотерапии состоит в том, что музыка, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, способна добиться улучшения как психологического, так и физического самочувствия. Специфика коррекционного образования заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств личности, лечебном воздействии на психосоматические и психоэмоциональные процессы, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Актуальность выбранной темы заключается в изучении возможностей использования музыкотерапии, как помощника в здоровьесбережении, уменьшения негативного поведения и психолого – педагогической коррекции детей с ТМНР.
Цель работы:
- рассмотреть метод музыкотерапии как средство сохранения и укрепления здоровья детей с ТМНР в условиях детского дома-интерната.
Задачи:
-На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть особенности музыкотерапии детей с ТМНР;
-Повысить уровень социальной адаптации детей-инвалидов через воздействие музыки на эмоциональную сферу;
-Применить на практике звучание музыки разной направленности в повседневной жизни, коррекционно-развивающей работе и в различных мероприятиях детей с ТМНР в условиях детского дома;
-Способствовать укреплению здоровья, улучшать нервно-психическое состояние, способствовать успокоению организма после мышечной и умственной деятельности.
Целевая группа: дети-инвалиды
Ожидаемые результаты: улучшение эмоционального состояния детей с ментальными нарушениями, повышение уровня социальной адаптации, релаксация, снятие негативных эмоциональных состояний, последствий стрессов.
В настоящее время музыкальную терапию применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: Существуют различные научные работы, связанные с изучением музыкальной терапии. Эти труды отражены в работах таких выдающихся ученных как В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, И. М. Догель, И. Р. Тарханов, В. Петрушин, также в работах зарубежных музыкотерапевтов, таких как Швабе, Келер, Кениг, Понтвик и многих других. Данные работы показывают эффективность, перспективность в области современной специальной психологии и педагогики и в значительной степени придают ей статус целого научного направления.
Моя работа состоит из двух глав. В теоретической части раскрывается понятие «музыкотерапия», история развития музыкотерапии, механизмы психологического воздействия музыки, эмоциональная значимость музыкотерапии.
Вторая глава посвящена организации и содержанию работы средствами применения музыкотерапии для детей с ТМНР в повседневной жизни в условиях детского дома, где дается характеристика особенностей наших детей, эмоционально — волевая сфера воспитанников, рассказывается о благотворном влиянии музыкотерапии на психофизическое состояния детей.
В моей группе воспитываются мальчики в возрасте от 11 до 17 лет с умственной отсталостью (МКБ - F-71) и сопутствующими нарушениями опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистые заболевания и другие. Многие из детей не способны к целенаправленным волевым усилиям, имеют негативные и патологические черты: агрессивность, непредсказуемость, повышенную тревожность. Эмоциональные реакции бывают неадекватными, то есть уровень эмоционально – волевой сферы по различным критериям низкий. Степень контактности детей поверхностная, внимание неустойчивое, концентрация слабая. У воспитанников наблюдаются клинические расстройства: выдергивание волос, раскачивание на стуле, импульсивность, отмечается выраженная вялость, потеря интереса. Поэтому, большую роль в развитии нарушенных функций у детей с ТМНР играет применение музыкотерапии на занятиях в повседневной жизни. Музыка помогает приобщить ребенка к разным видам деятельности, формирует внимание, развивает музыкальные способности. Музыкотерапия включает : прослушивание музыкальных произведений, релаксация, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и других видов деятельности.
Способы оценки эффективности музыкотерапии направлены на исследование эмоционально – личностной сферы ребенка с ТМНР
В практической деятельности мы используем адаптивный к нашим детям диагностический инструментарий:
1) Опросник, предложенный Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титоренко, (желательно проводить в театрализованной форме, используя персонажи кукольного театра) (см. приложение №1);
2) Для определения самооценки методику В. Г. Щур «Лестница» (см. приложение №2)
3) В методе детских рисунков, особое внимание уделяем содержанию, тематике, цветовой гамме, а не технике рисования.
4) Детский тест тревожности, авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (см. приложение №3)
5) Адаптированная методика «Я в детском доме» М. Быкова, М. Аромштам (определение степени эмоционального комфорта ребёнка в детском доме).
Критерии оценки результативности реализации содержания продукта:
- эмоционально-психическая комфортность; («Светофор»)
- выразительность, двигательно-звуковая творческая активность; (наблюдения)
- положительная самооценка; (Щур «Лестница»)
- умение эмоционально откликаться на музыку; (наблюдение в кружке)
- способности мысленно действовать, чувствовать в условно воображаемой ситуации, (наблюдение в кружке)
- осознавать себя, давать оценку своему состоянию.
В педагогической работе с детьми использую музыкальные произведения согласно схеме, которая разработана с учетом режимных моментов распорядка дня воспитанников (см. приложение №5). Цель занятий с использованием музыкотерапии : создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятия фактора тревожности, возникающего у детей); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятии, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
Для коррекционного воздействия на физическое развитие детей и создание благоприятной основы для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие, использую в своей группе дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой. (см. приложение №6). С помощью коррекционных упражнений из комплекса гимнастики под музыку развиваю моторную функцию, координацию движений, формирую правильную осанку, походку. Подключаю всех детей, независимо от тяжести заболевания. Стараюсь формировать координацию движений, чтобы они у детей были ритмичными, а упражнения приобретали яркость и выразительность.
При проведении различных коррекционно - развивающих занятий использую записи звуков природы: пение птиц, шума ветра, леса, моря, грома, грозы и многие другие для воспитания чувства любви к окружающей природе. В повседневной жизни использую музыкальное моделирование эмоций: и у агрессивных, неуравновешенных детей формирую чувства внутреннего покоя, радости, создаю положительный эмоциональный фон, развиваю мыслительные способности и фантазию детей, повышаю мотивацию творчества, в результате чего возрастает удовлетворенность своими результатами работы, а значит создается ситуация успеха. Занятия на моделирование эмоций снимают эмоциональное напряжение, снижают негативные тенденции (агрессивность, страх, неуверенность) (см. приложение №7).
Для стабилизации эмоционального состояния воспитанников своей группы использую упражнения на расслабление под звучание классической музыки. Примерами расслабляющего воздействия могут быть такие произведения, как «Баркаролла», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса, Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопена. А снятие подавленного, угнетенного состояния может обеспечиваться такими пьесами, как «Аве Мария» Ф. Шуберта, «К радости» Л. Бетховена, «Мелодия» Глюка. Радостное, бодрое настроение возникает от слушания «Праздничной увертюры» Д. Б. Шостаковича, «Чардаша» В. Монти, «Финала венгерских рапсодий» (см. приложение №8).
Педагогическая работа выстраивается так, чтобы практические занятия были развивающими, интересными, с разнообразными методами и приемами обучения. В повседневной деятельности осуществляю прослушивание классической, инструментальной, эстрадной, русской народной музыки. Классическая музыка Моцарта, Бетховена, Штрауса нормализует работу мозга, способствует росту умственных способностей, стимулирует интеллектуальную деятельность. Русская народная и эстрадная музыка поднимает жизненный тонус, наполняет жизненной силой, творческой энергией. Инструментальная музыка дает расслабляющий эффект, снимает неврозы и раздражительность, успокаивает, уменьшает чувство тревоги (см. буклет). Под ее звучание дети выполняют творческие работы: аппликация, бисерное плетение, модульное оригами (см. приложение №9) В группе создается особая атмосфера общения с музыкой. Для прослушивания использую только те произведения, которые нравятся мальчикам и им знакомы (т. к. музыкальные произведения не должны отвлекать новизной). Музыка звучит не громко, но в тоже время и не тихо - она строго дозирована. Кроме того, применяю на коррекционно-развивающих занятиях игру на детских музыкальных инструментах в досуговой деятельности для развития чувства ритма, сплоченности детского коллектива (см. приложение №10).
Большую помощь в социализации детей с ТМНР оказывают праздники, развлечения, проводимые в нашем детском доме и группе, где воспитанники выступают с танцами, с игрой на детских музыкальных инструментах. Дети чувствуют себя настоящими артистами, выступая на сцене, даря радость другим детям (см. приложение №11).
Также для детей, в коллективе сверстников проводятся совместные мероприятия с детьми других групп. Дети водят хороводы, танцуют, участвуют в музыкальных играх. Это приносит большое удовлетворение воспитанникам. И пускай эти дети выполняют задания не так чётко и ритмично, но своим стремлением дарят радость окружающим и близким. Они чувствуют, что нужны людям, они верят, что у них всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.
Предварительная подготовка к различным праздникам и мероприятиям осуществляется в кружке "Волшебный мир музыки", организованный мною в 2015 году (см. приложение №12)
Часто при коррекции трудностей при коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками, нужно дать возможность детям-инвалидам выразить свое непосредственное эмоциональное состояние пением, танцами или игрой на музыкальном инструменте, что способствует к разрушению их внутреннего конфликта, и как следствие, стабилизации психоэмоционального состояния.
Во время занятий в кружке дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Они способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны, но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.
Следовательно, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ТМНР необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы.
Проведенная работа дала следующие результаты:
- у детей снизилась агрессивность, уменьшилась тревожность, повысилась самооценка;
- снизились неврозы и раздражительность, уменьшилось чувство тревоги, нерешительности;
- замкнутые, скованные дети стали более раскрепощенными, у них отмечаются навыки взаимодействия друг с другом;
- улучшилась речевая и сенсомоторная функция;
- музыкотерапия помогла установлению эмоционального диалога, улучшилось общение между сверстниками;
- дети испытывают положительное переживание достигнутого успеха в различных видах деятельности;
- жизненный тонус детей наполнился творческой энергией;
- повысилось качество коррекционно – образовательного процесса, о котором свидетельствуют результаты диагностики эмоционально – волевой сферы.
Таким образом, все вышесказанное позволяет рассматривать музыкотерапию, как средство улучшения эмоционального фона в работе с детьми. Музыкотерапия как средство сохранения физического и психологического здоровья детей с ТМНР позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций. Можно с уверенностью говорить об эффективном использовании музыкотерапии в повседневной работе с детьми с ТМНР, так как с ее помощью можно добиться улучшения как психологического, так и физического самочувствия. Улучшается микроклимат группы, создается ситуация успеха. Музыкотерапия дает возможность реализовать потребности детей и благотворно влияет на коррекцию нервно – психического состояния детей.
Потребности практики показывают необходимость дальнейшего изучения и внедрения методик музыкотерапии в занятия с детьми с ТМНР в социальных учреждениях.