Елена Курлович
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
В современном обществе одной из центральных задач российского образования является сохранение здоровья подрастающего поколения, т. к. это является основополагающим фактором будущего благополучия государства.
Проблема здоровья ребёнка очень многогранна, т. к. ребёнок – растущий организм, имеющий свои индивидуальные особенности, предрасположенности, требующий определённые условия для обретения жизненного опыта. Здоровье позволяет человеку реализовать свой творческий потенциал, быть востребованным в своей деятельности. Именно здоровье даёт полноту и радость жизни, ощущение душевного комфорта. Создание благоприятного микроклимата в детском саду, целенаправленная и систематичная работа всего педагогического коллектива, взаимопонимание и единомыслие в вопросах воспитания и психофизического развития ребёнка с родителями, популяризация здорового образа жизни в обществе, защита окружающей среды, грамотная государственная программа по защите и охране здоровья, её реализация – залог успеха в этом актуальном и злободневном вопросе. Музыка как одно из мощных средств воздействия на формирование личностных качеств человека, его духовного мира влияет на человека уже с пятого месяца внутриутробного развития. Через нейроэндокринную систему музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы малыша: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника. Научно доказано, что дети узнают и предпочитают ту музыку, которую они слышали до рождения, будучи в утробе матери. По данной проблеме нами разработаны консультации и подобран музыкальный материал, рекомендованный для родителей. В детском саду также используется музыкотерапия для коррекции психофизического здоровья детей. Музыка необходима детям в течение всего дня. Она должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, настроения детей. Так музыка, сопровождающая физические упражнения, создаёт определённый эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Влияя на физиологические процессы детского организма, музыка увеличивает амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает выполнение движений. Также разнообразное музыкальное сопровождение физических упражнений обогащает музыкальный опыт ребёнка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию чувства ритма.
Публикация «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах
В нашем детском саду систематически, комплексно и целенаправленно проводятся физические упражнения под музыку : утренняя гимнастика, физкультминутка, физкультурные занятия, где решаются такие задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей
2. Развитие физических качеств
3. Формирование двигательных навыков
Необходимо придерживаться в данной работе следующих принципов :
1. Каждый вид физических упражнений сопровождается тщательно подобранным музыкальным произведением. Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого и энергичного характера («Марш» Богословского, «Физкульт-Ура!» Чичкова, «Марш» Дунаевского, «Марш» Шостаковича, «Марш» Люлли и т. д.)
2. Физическую нагрузку мы рекомендуем чередовать с медленной ходьбой, для музыкального сопровождения которой используются не только спокойного характера марши, но и вальсы, гавоты. Эти произведения исполняются и при разучивании ходьбы широким шагом или с выпадами. («Гавот» Прокофьева, «Вальс» Грибоедова и др.) Для музыкального подбора к бегу, поскокам используются польки, галопы
3. Музыкальный репертуар для утренней гимнастики состоит из произведений композиторов-классиков, фольклорных песен и мелодий мира, музыки из мультфильмов.
Каждое наше занятие начинается с валеологических песенок – распевок, несложные, добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. («Доброе утро», «Цветочек», «Я иду» и т. д).
Музыкальные занятия, включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и К. Бутейко возможно использование несложных упражнений А. Стрельниковой. Основными задачами дыхательных упражнений являются:
• Укреплять физиологическое дыхание детей.
• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох, длительный выдох).
• Тренировать силу вдоха и выдоха.
• Развивать продолжительный вдох.
Например: Упражнение «Ладошки» :
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
На своих занятиях, мы используем оздоровительные упражнения, как одну из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата. Фонопедические упражнения, проводятся по рекомендации педиатра. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. Заботясь о здоровье своих воспитанников, мы используем для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла. Основная цель этих упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого. Упражнение «Резиновая игрушка»; «Погреемся»; «Посчитаем»; «Капризка»; и. т. д.
Использование пальчиковых игр Е. Железновой, В. Коваленко, О. Узоровой на музыкальных занятиях развивает речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук. Пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда не сложная, легко запоминающаяся. Тексты для игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, считалки, потешки. ( Например: «Кошка», «Мячик», «Грибочки», «Зайка»).
Перед песенным исполнительством проводятся артикуляционная гимнастика по В. Емельянову, Е. Пожиленко, методические разработки донотной записи Т. Тютюнниковой «Музыкальные узоры». Данная работа проводится в соответствии с тематическим планом, разработанным учителями-логопедами ДОУ. Например: Тема «Осень» (Овощи, фрукты, дары леса)
Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса
«Разговоры овощей» : Произносить слоговые сочетания от имени: Помидора (хвастливо) : «Па-пу, пы-по!», Огурца (обиженно) : «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Упражнение на развитие мелкой моторики, координации движений в сочетании с речью «Апельсин» :
Мы делили апельсин пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноимённы пальцев
Апельсин совсем один слегка раздвинуть руки и выполнять лёгкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово один большие пальцы обеих рук прижать к ладоням. Остальные пальцы вверх
Эта долька для кота загнуть указательные пальцы
Эта долька для ежа загнуть средние пальцы
Эта долька для улитки загнуть безымянные пальцы
Эта долька для чижа загнуть мизинцы
Ну а волку кожура поднять руки вверх и, быстро выполняя движения «фонарики» опустить руки вниз
Он сердит на нас, беда погрозить пальцем
Разбегайтесь, кто куда! спрятать руки за спину
Элементы логопедической ритмики используются во всех видах музыкальной деятельности. Во время слушания музыки применяется приём оркестровки, благодаря которому дети не только обучаются навыкам игры на детских музыкальных инструментах, но и творчески приобщаются к языку музыки, создаётся тесная связь движения с музыкой.
В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребёнка. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий. Лейтмотивом всей нашей педагогической деятельности пусть звучат эти строки:
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»
Гиппократ
Список используемой литературы
1. Качаткин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. - М: Просвещение, 1983.
2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. -М: Просвещение, 1991.
3. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М. : Советский композитор, 1991.
4. Успенская Л. П. Успенский М. Б. Учись говорить правильно. -М. : Просвещение, 1982.
5. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. - М: Просвещение, 1973.
6. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия (заикание). Эксмо-пресс, 2001.
7. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
8. Университет, «ФИЗ» ВДФСО Профсоюзов, 1983г.
9. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: М89 Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Е. П. Раевская и др. —
3-е изд., дораб. —М. : Просвещение, 1991.— 222 с: ил., нот. -ISBN 5-09-003269-6
10. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Ра-дынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили — 3-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Ака-демия», 2000. — 240 с. ISBN 5-7695-0459-5
11. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - СПб. : КАРО, 2006. - 92 с: ил. - (Популярная логопедия) ISBN 5-89815-388-8
12. Бенина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет) : Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт. -сост. : С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. —М. : Просвещение, 1984 — 288 с, ил., нот.