Виктория Белогорова
Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников».
Цель тренинга: Формирование начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников.
Задачи:
• развивать музыкальные и актерские способности, фантазию, коммуникативные навыки, навыки самоконтроля;
Публикация «Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
• создавать оптимальные условия для ранней социализации дошкольников;
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия;
• способствовать «сглаживанию» эмоционально-волевых акцентов детского поведения (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, повышенная тревожность).
Практическая значимость музыкально-игрового тренинга состоит в том, чтобы в доступной игровой форме способствовать, помимо решения образовательных задач области «Музыка», развитию конструктивного межличностного общения, коммуникативных навыков дошкольников.
Доступность инициативы заключается в отсутствии больших финансовых затрат на ее реализацию. Необходимы следующие ресурсы: кадровый (музыкальный руководитель или другой педагог дошкольного образования, технический (музыкальный центр или mp3 CD проигрыватель, в некоторых случаях экран и ноутбук) и сконструированная соответствующая предметно-развивающая среда (музыкальный зал или другое помещение для совместной деятельности с детьми, удобное для разноплановых музыкально-игровых двигательных упражнений).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Музыкально-игровой тренинг – форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей.
Он представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач.
Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей.
Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно-развивающую смысловую нагрузку.
Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает:
• Коммуникативно – релаксирующие (способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения);
• Моторно – двигательные (развивают моторику и координацию);
• Музыкально – речевые (обеспечивают совершенствование речевых функций);
• Имитационно – моделирующие (способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами);
• Коммуникативно – тактильные; (способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений).
Организация и проведение музыкально-игрового тренинга условно разделяется на 5 модулей:
1. Диагностический модуль.
На этом этапе происходит стартовая диагностикавоспитанников, посредством которой выявляются дети с эмоционально-волевыми акцентами (описанными выше).
Диагностический инструментарий:
• диагностические ситуации (смотрится реакция ребенка на смоделированные ситуации);
• метод вербальных выборов (ответы на вопросы в индивидуальной беседе);
• наблюдение;
• проективные методики;
• педагогическая и психологическая диагностика (стартовая, промежуточная, конечная).
2. Модуль формирования групп.
Данный этап предполагает по результатам диагностики, а также учитывая запрос родителей и педагогов, формирование группы дошкольников. В группу входят дети, имеющие проблемы межличностного общения в возрастной группе, обусловленные неразвитостью эмоционально-волевой сферы.
Оптимальное количество 10-12 человек в одной группе. Групп может быть и несколько, все зависит от результатов диагностики. Но важно, что музыкально-игровой тренинг конструируется и проводится отдельно на каждой группе.
3. Модуль конструирования.
Здесь предполагается конструирование педагогом самого музыкально-игрового тренинга. Оптимально для достижения положительной динамики проводить тренинг не реже одного раза в неделю в течение 1-2 месяцев. Таким образом, если мы планируем создать программу музыкально-игрового тренинга, это предполагает конструирование и проведение 4-8 тренингов. В процессе конструирования педагог определяет, для какой возрастной группы предназначены упражнения, количество участников, оценивает степень сформированности того или иного умения, учитывает психологические и поведенческие характеристики воспитанников.
Так же необходимо определить цель музыкально-игрового тренинга, его содержание и структуру (последовательность и объем упражнений).
Проведение музыкально-игрового тренинга имеет 3 последовательных этапа:
• Организационный (3-5 мин.);
• Основной (игровой) (10-15 мин.);
• Заключительный (5 мин.).
Организационный этап включает коммуникативно – тактильные и музыкально – речевые упражнения.
Основной этап включает моторно – двигательные и имитационно – моделирующие упражнения.
На заключительном этапе проводятся коммуникативно – релаксирующие упражнения.
4. Модуль проведения.
Данный модуль предполагает проведение ранее сконструированного музыкально-игрового тренинга. Важно не просто провести этот тренинг как запланированное игровое мероприятие, необходимо отследить наблюдением динамику каждого, входящего в группу, ребенка и зафиксировать результат. Следующий тренинг конструируется уже в соответствии с наблюдаемыми показателями (положительной или отрицательной (такое тоже не исключено) динамикой).
5. Диагностический модуль.
На этом этапе (в конце серии музыкально-игровых тренингов) происходит конечная диагностикавоспитанников, посредством которой выявляется динамика показателей в сравнении со стартовой диагностикой. Диагностическим этапом каждого, отдельно взятого, музыкально-игрового тренинга будет промежуточная диагностика методом наблюдения (музыкальный руководитель - на тренинге, воспитатели - во время межличностного общения в группе, родители - дома). Диагностический инструментарий для конечной диагностики используется тот же, что и для стартовой (см. Модуль 1).
Технологическая карта музыкально - игрового тренинга «Давайте улыбнемся» в группе детей старшего дошкольного возраста.
(интегрируемые образовательные области «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Развитие речи», «Социализация»)
Данный тренинг входит в серию музыкально-игровых тренингов, дети между собой хорошо знакомы.
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, умения общаться.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки исполнения простейших движений под музыку, умение перевоплощаться, стимулировать речевую и музыкальную память.
2. Обогащать опыт игрового взаимодействия.
3. Побуждать к трансляции полученных впечатлений и опыта другим детям в процессе совместной деятельности.
Предварительная работа: Прослушивание и подпевание несложных песен и мелодий, знакомство с нестандартными шумовыми инструментами, игра на инструментах, работа над ритмом (прихлопы, притопы). Загадки и стихи об инструментах, животных, временах года, явлениях природы.
Используемый материал: музыкально – игровые упражнения «Доброе утро», «По дорожке я иду», «По кругу мы шагаем», «Как котята. По программе Т. И. Суворовой «Весна – красна», «Оркестр», Веселая зарядка «Солнышко лучистое».
Количество детей: 12 человек.
Используемые методы и приемы направлены на развитие коммуникативных навыков, эмоциональности, творческих способностей, самостоятельности, повышение познавательной активности. Подобранный материал позволяет поддерживать интерес детей на протяжении всего времени деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»». - СПб. : «Детство-пресс», 2011.
2. «ФГТ в дошкольном образовании». - М. : Творческий центр «Сфера», 2012.
3. Л. А. Венгер «Психология развития. Словарь».- М. : «Просвещение», 2005.
4. Журнал «Музыкальная палитра» №4 – 2006, №2, №3 – 2009, №4 – 2011, №4 – 2012.
5. Журнал «Музыкальный руководитель» №7 – 2010.
6. Сборник «Музыкальные игры для дошкольников». - СПб. : «Детство-пресс», 2011.