Папки-передвижки

Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников

Виктория Белогорова
Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников».

Цель тренинга: Формирование начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников.

Задачи:

• развивать музыкальные и актерские способности, фантазию, коммуникативные навыки, навыки самоконтроля;

Публикация «Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников» размещена в разделах

• создавать оптимальные условия для ранней социализации дошкольников;

• воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия;

• способствовать «сглаживанию» эмоционально-волевых акцентов детского поведения (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, повышенная тревожность).

Практическая значимость музыкально-игрового тренинга состоит в том, чтобы в доступной игровой форме способствовать, помимо решения образовательных задач области «Музыка», развитию конструктивного межличностного общения, коммуникативных навыков дошкольников.

Доступность инициативы заключается в отсутствии больших финансовых затрат на ее реализацию. Необходимы следующие ресурсы: кадровый (музыкальный руководитель или другой педагог дошкольного образования, технический (музыкальный центр или mp3 CD проигрыватель, в некоторых случаях экран и ноутбук) и сконструированная соответствующая предметно-развивающая среда (музыкальный зал или другое помещение для совместной деятельности с детьми, удобное для разноплановых музыкально-игровых двигательных упражнений).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Музыкально-игровой тренинг – форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей.

Он представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач.

Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей.

Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно-развивающую смысловую нагрузку.

Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает:

• Коммуникативно – релаксирующие (способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения);

• Моторно – двигательные (развивают моторику и координацию);

• Музыкально – речевые (обеспечивают совершенствование речевых функций);

• Имитационно – моделирующие (способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами);

• Коммуникативно – тактильные; (способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений).

Организация и проведение музыкально-игрового тренинга условно разделяется на 5 модулей:

1. Диагностический модуль.

На этом этапе происходит стартовая диагностикавоспитанников, посредством которой выявляются дети с эмоционально-волевыми акцентами (описанными выше).

Диагностический инструментарий:

• диагностические ситуации (смотрится реакция ребенка на смоделированные ситуации);

• метод вербальных выборов (ответы на вопросы в индивидуальной беседе);

• наблюдение;

• проективные методики;

• педагогическая и психологическая диагностика (стартовая, промежуточная, конечная).

2. Модуль формирования групп.

Данный этап предполагает по результатам диагностики, а также учитывая запрос родителей и педагогов, формирование группы дошкольников. В группу входят дети, имеющие проблемы межличностного общения в возрастной группе, обусловленные неразвитостью эмоционально-волевой сферы.

Оптимальное количество 10-12 человек в одной группе. Групп может быть и несколько, все зависит от результатов диагностики. Но важно, что музыкально-игровой тренинг конструируется и проводится отдельно на каждой группе.

3. Модуль конструирования.

Здесь предполагается конструирование педагогом самого музыкально-игрового тренинга. Оптимально для достижения положительной динамики проводить тренинг не реже одного раза в неделю в течение 1-2 месяцев. Таким образом, если мы планируем создать программу музыкально-игрового тренинга, это предполагает конструирование и проведение 4-8 тренингов. В процессе конструирования педагог определяет, для какой возрастной группы предназначены упражнения, количество участников, оценивает степень сформированности того или иного умения, учитывает психологические и поведенческие характеристики воспитанников.

Так же необходимо определить цель музыкально-игрового тренинга, его содержание и структуру (последовательность и объем упражнений).

Проведение музыкально-игрового тренинга имеет 3 последовательных этапа:

• Организационный (3-5 мин.);

• Основной (игровой) (10-15 мин.);

• Заключительный (5 мин.).

Организационный этап включает коммуникативно – тактильные и музыкально – речевые упражнения.

Основной этап включает моторно – двигательные и имитационно – моделирующие упражнения.

На заключительном этапе проводятся коммуникативно – релаксирующие упражнения.

4. Модуль проведения.

Данный модуль предполагает проведение ранее сконструированного музыкально-игрового тренинга. Важно не просто провести этот тренинг как запланированное игровое мероприятие, необходимо отследить наблюдением динамику каждого, входящего в группу, ребенка и зафиксировать результат. Следующий тренинг конструируется уже в соответствии с наблюдаемыми показателями (положительной или отрицательной (такое тоже не исключено) динамикой).

5. Диагностический модуль.

На этом этапе (в конце серии музыкально-игровых тренингов) происходит конечная диагностикавоспитанников, посредством которой выявляется динамика показателей в сравнении со стартовой диагностикой. Диагностическим этапом каждого, отдельно взятого, музыкально-игрового тренинга будет промежуточная диагностика методом наблюдения (музыкальный руководитель - на тренинге, воспитатели - во время межличностного общения в группе, родители - дома). Диагностический инструментарий для конечной диагностики используется тот же, что и для стартовой (см. Модуль 1).

Технологическая карта музыкально - игрового тренинга «Давайте улыбнемся» в группе детей старшего дошкольного возраста.

(интегрируемые образовательные области «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Развитие речи», «Социализация»)

Данный тренинг входит в серию музыкально-игровых тренингов, дети между собой хорошо знакомы.

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, умения общаться.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки исполнения простейших движений под музыку, умение перевоплощаться, стимулировать речевую и музыкальную память.

2. Обогащать опыт игрового взаимодействия.

3. Побуждать к трансляции полученных впечатлений и опыта другим детям в процессе совместной деятельности.

Предварительная работа: Прослушивание и подпевание несложных песен и мелодий, знакомство с нестандартными шумовыми инструментами, игра на инструментах, работа над ритмом (прихлопы, притопы). Загадки и стихи об инструментах, животных, временах года, явлениях природы.

Используемый материал: музыкально – игровые упражнения «Доброе утро», «По дорожке я иду», «По кругу мы шагаем», «Как котята. По программе Т. И. Суворовой «Весна – красна», «Оркестр», Веселая зарядка «Солнышко лучистое».

Количество детей: 12 человек.

Используемые методы и приемы направлены на развитие коммуникативных навыков, эмоциональности, творческих способностей, самостоятельности, повышение познавательной активности. Подобранный материал позволяет поддерживать интерес детей на протяжении всего времени деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»». - СПб. : «Детство-пресс», 2011.

2. «ФГТ в дошкольном образовании». - М. : Творческий центр «Сфера», 2012.

3. Л. А. Венгер «Психология развития. Словарь».- М. : «Просвещение», 2005.

4. Журнал «Музыкальная палитра» №4 – 2006, №2, №3 – 2009, №4 – 2011, №4 – 2012.

5. Журнал «Музыкальный руководитель» №7 – 2010.

6. Сборник «Музыкальные игры для дошкольников». - СПб. : «Детство-пресс», 2011.

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через сотрудничество с родителями и социальными институтам МАДОУ детский сад «Жемчужинка», воспитатель Формирование социально- коммуникативной компетенции у дошкольников через сотрудничество с родителями.

Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебное путешествие»Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебное путешествие» Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебное путешествие» Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания,.

Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции при изучении английского языка "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка" И. Ю.

Кейс-технология как метод формирования нравственных ценностей дошкольников Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не.

План работы по самообразованию «Использование игровых технологий в формировании социально-коммуникативной компетенции у детей» 1 этап. Подготовительный № Содержание работы Сроки 1 Тема: «Использование игровых технологий в формировании социально-коммуникативной компетенции.

Семинар-практикум «Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у младших дошкольников» Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования дошкольников и учеников начальной школы «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста».

Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников»Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников» Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01.12. по.

Воспитание коммуникативной компетенции младших школьников «Воспитание коммуникативной компетенции младших школьников" «Воспитание не только должно развивать разум человека и давать ему известный.

Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 22:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Белогорова (УИ 1032646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД