Ксения Бабочкина
Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление : то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие». Таким образом, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.
Публикация «Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальные игры помогают детям знакомиться с творческими возможностями мира, развивают у них чувство ритма, координацию слуха и голоса, музыкальную память, при помощи музыкальной игры дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи : ритм, тембр, динамику, темп, лад, высоту.
Музыкальные игры способствуют решению важнейших задач педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность. В ходе музыкальных игр ребенок развивает музыкальные способности, приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, приобретает способность эстетического мировосприятия. Любая музыкальная игра имеет свой побудительный мотив, игровой замысел, игровой материал, правила.
Существует следующая классификация развивающих музыкальных игр :
Музыкально – дидактические игры. Один из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства. Музыкально - дидактические игры можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, эти игры помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально – дидактические игры просты и доступны, интересны и привлекательны, становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе таких игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, такие, например, как чувство товарищества и ответственности. Музыкально – дидактические игры носят обучающий характер, при проведении которых, в доступной игровой форме у детей развиваются такие музыкальные способности, как музыкальный слух и память, осваиваются средства музыкальной выразительности.
Музыкально-ритмические игры. Один из наиболее активных видов музыкальной деятельности детей, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. В ходе таких музыкальных игр дети в наиболее доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально-ритмических движений. Дети учатся двигаться, соблюдая ритмическую структуру музыкального сопровождения, учитывая темп музыки и другие ее выразительные средства для перехода с одного вида движений на другой, подбирают движения, адекватные музыке. Они создают выразительные образы в соответствии с характером музыкального звучания. Движения, органически связанные с музыкой, содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивают чувство ритма, музыкальный слух, память и совершенствуют основные движения.
Хороводные игры. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Его отличает высокая художественность напевов и поэтических текстов. При этом припевы в хороводах исполняются на простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Любовно воспеваются в песнях широкие луга, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая берёзка, цветущая калина. Участвуя в хороводе, в маленьком театрализованном представлении, ребята будто переносятся в мир сказки, перевоплощаются в царевича, царевну, ясного сокола… Хоровод позволяет ребёнку почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира. Хороводные игры – это развлечение, забава, но нередко и соревнование, в котором каждый участник стремится выйти победителем. Оптимистичность, энергия, веселье и полнота ощущения жизни делают хороводы и в наше время нужными, неувядаемо прекрасными. Хороводные игры носят развивающий характер : формируют чувства коллективизма, товарищества, сопереживания; воспитывают любовь к природе, Родине; развивают музыкальную память и слух, чувство ритма.