Суханова Софья Павловна
Музыкально-игровая деятельность как фактор развития творческих способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Отличительная особенность детского творчества – его всеобщий характер, поскольку все познавательное развитие ребенка идет исключительно творческим путем, его отсутствие в детстве является патологией.
Публикация «Музыкально-игровая деятельность как фактор развития творческих способностей ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Творческие способности делятся на три основные группы:
1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности).
2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность).
3. Умственные способности.
Особую роль в развитии творческих способностей играет художественно-творческая деятельность, в том числе и музыкально- творческая. Это связано, как уже говорилось выше, с ее соответствием природе детства, что обусловлено особенностями детского восприятия, проявляющимися в яркой эмоциональной отзывчивости, потребности ребенка : оживить, наделить душой, поведением все окружающее.
В состав творческих способностей входят :
• характеризующие исполнительство (выразительность непосредственность, искренность);
• отличающие продуктивное творчество (индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых средств воплощения).
в качестве важнейших условий развития детского музыкального творчества выделяются следующие:
• накопление впечатлений от восприятия различных видов искусства;
• обогащение исполнительского опыта в различных видах музыкальной деятельности;
• создание комфортной психологической обстановки, непринужденной атмосферы;
• подхват непосредственности детской реакции и ненавязчивая помощь в развитии ее в конкретном выражении;
• увлечение детей своим творческим отношением к работе;
• умение объективно оценивать вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;
• поддержание в детях желания творческого самовыражения;
Экспериментальные исследования в области музыкального творчества показали, что обучение, включающее проблемные поисковые творческие задания :
• раскрепощает творческие силы;
• помогает развивать музыкальные способности;
• дает возможность реализовать индивидуальные интересы и потребности ребенка.
Музыкально-игровая деятельность – один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства.
Значение игровой деятельности заключается в следующем:
- обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков;
- способствует всестороннему развитию ребенка;
- расширяет сферу его интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе;
- способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий;
- ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности; укрепление саморегуляции поступков.
Музыкально-игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки - сама жизнь детей.
Ребенок, в процессе музыкально-игровой деятельности, учится применять накопленный музыкальный опыт в своей жизненной практике, сформированные музыкальные умения и навыки - в новых условиях, в самостоятельной музыкально-игровой деятельности по своим интересам и желаниям.
Музыкально-игровая деятельность ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении - например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально-игровую сценку, т. е. они ищут свои варианты и способы действия. Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:
а) сюжетно-ролевые игры;
6) игра-импровизирование на детских музыкальных инструментах;
в) песенные и танцевальные импровизации;
г) театрализованные представления импровизационного характера;
Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:
а) игра с пением;
6) музыкально-дидактические игры, дополненные собственными варианта;
в) сюжетно - ролевые игры (музыкальные игры-сказки, истории, концерт и прочее);
г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра);
д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего,
е) импровизированные ансамбли и оркестры.
Благодаря музыкально-игровой деятельности, ребенок начинает понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как он ее понял. В дошкольном возрасте все дети музыку понимают по разному, ив этом вся суть музыки и игровой деятельности.
Один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитания личности посредством музыкального искусства — это музыкально-игровая деятельность. В музыкально-игровой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.
Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Музыкально-ритмические движения при систематических занятиях приобретают отточенность, красоту. Игра на детских музыкальных инструментах развивает слух, способствует творческому музицированию.
Таким образом, систематическая реализация музыкально-игровой деятельности расширяет творческий потенциал детей, повышает их способность к преобразованию предметов, реализует преобразование идей и различных операций, повышает уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.