Елена Аркадьевна Скретнева
Конспект урока музыки для учащихся 4 класса «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики»
▼ Скачать + Заказать документы
Для поддержки презентации
Разработка урока музыки для учащихся 4 класса
Тема: «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики»
Учитель музыки, составитель: Скретнева Елена Аркадьевна
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №36 ОАО «РЖД»
г. ИРКУТСК
Раздел: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Тема: Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Публикация «Конспект урока музыки для учащихся 4 класса „Музыкальная Австрия, Венские музыкальные классики“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: Познакомить учащихся с великими представителями венской классической школы с основными жанрами их творчества.
Задачи урока :
Приобщение детей к сокровищам зарубежной музыкальной классики;
Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Продолжить знакомство с творчеством Й. Гайдна на примере его струнного Квартета ре-минор.
Продолжить знакомство с творчеством В. А. Моцарта на примере оперы «Волшебная флейта»
Развивать музыкальный вкус, умение слушать и анализировать музыку;
Развивать музыкальное мышление, умение сравнивать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов.
Развивать вокально-хоровые навыки;
Расширять кругозор учащихся через знакомство с новыми музыкальными произведениями.
Планируемые результаты:
Личностные
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.
Метапредметные
познавательные: Воспринимать и соотносить характерные черты творчества композиторов Й. Гайдна, В. А. Моцарта, проводить сравнение музыкальных тем по заданным критериям, обобщать, устанавливать аналогии.
регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике; уметь формулировать собственное мнение и позицию; действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной деятельности.
коммуникативные: формировать умение слушать и слышать мнения других людей, формировать способность излагать свои мысли о музыке; высказывать свое мнение, общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов.
Предметные
Приобретение опыта музыкально-творческой деятельности : слушание музыки, размышление о музыке, анализ, вокально-хоровая работа. Воспринимать и сравнивать различные по смыслу интонации при прослушивании музыкальных произведений. Воплощать выразительные особенности музыки в пении.
Музыкальный материал :
1. «Над Европой» (из мюзикла «Путешествие вокруг земного шара») муз. и сл. В. Попович
2. Квартет ре-минор №2 Й. Гайдна
3. Ария Царицы ночи из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»
Тип урока : урок открытия новых знаний
Вид урока : урок-путешествие
Методы:
1. Повторение пройденного методом устного опроса;
2. Беседа с учащимися, с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (презентация, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
3. Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
4. Эвристический метод.
Ход УРОКА:
Организация на урок :
Звучит песня «Над Европой» (из мюзикла «Путешествие вокруг земного шара»)
Актуализация и работа по теме урока :
Открыла наш урок хорошо знакомая вам песня и вместе с ней мы продолжаем наше путешествие по…
Европе
Верно. Но наше путешествие не только географическое, а в первую очередь музыкальное.
Так, например, путешествие в Италию, путешествие прошлого урока, мы совершили вместе с великим композитором этой страны. Каким?
Джузеппе Верди
Ну, а там, где Верди, там всегда присутствует благородный вокальный жанр…
Опера
Опера – жанр, где все поют, вот и мы сейчас тоже обратимся к пению, только не оперному, а эстрадному, потому что песня «Над Европой» написана для мюзикла.
СЛАЙДЫ II-VI
Работа над песней:
«НАД ЕВРОПОЙ» муз. и сл. В. Попович (работа над мелодией и текстом)
В Европе расположено много стран и обо всех наша песня, конечно, не может рассказать.
Назвать страну, в которую мы сегодня отправимся, нам поможет ребус.
СЛАЙДЫ VII-VIII
Австрия
СЛАЙДЫ IX-XVII
А вот её красавица столица, история которой тесно связана с музыкой. Кто может назвать столицу Австрии?
Вена (возможно, учащиеся назовут город, если нет, учитель называет сам)
Музыку любят везде на нашей планете, но не каждую страну или город называют музыкальными. Почему, как вы думаете, Вена получила такое звание?
Ответы учащихся : там жили великие музыканты; композиторы; проходят музыкальные конкурсы…
Вы, конечно, сможете без труда ответить, как мы называем образцовую музыку, пример для подражания, на такой музыке учатся, её изучают?
Классика, классическая.
Верно. У всего есть своё начало, и у классической музыки тоже. А начало классической музыки неразрывно связано с этим чудесным городом Веной. На рубеже XVIII-XIX веков там жили и творили композиторы имена, которых сегодня известны всему миру, известны даже тем, кто, казалось бы, далёк от музыкального искусства. Наверное, нет такой музыкальной школы, где бы, не изучались их произведения.
СЛАЙД XVIII
Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока :
Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.
Венские музыкальные классики кто же они?
А ведь мы на наших уроках уже встречались с ними.
Давайте вспомним их произведения.
Узнаем по мелодиям: 1) «Детская симфония» Й. Гайдна,
2) «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта,
3) «Сурок» Л. Бетховена
СЛАЙДЫ XIX-XX (картинки, названия и имена композиторов на слайдах открываются по щелчку, поочерёдно, по мере того, как получены ответы на вопросы)
Йозеф Гайдн. Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ванн Бетховен. Они создавали музыку в самых разных жанрах. И оставили нам истинные шедевры на все времена.
Постановка цели:
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с другими сочинениями этих композиторов и попытаемся почувствовать их красоту и неповторимость.
СЛАЙД XXI
Йозеф Гайдн прожил долгую жизнь, за которую написал огромное количество произведений. Именно его называют «отцом» симфонии и струнного квартета. Конечно, не он придумал их. Но в его творчестве они достигли своего совершенства, того, что мы сегодня называем совершенством классики.
Мы послушаем с вами фрагмент из Квартета №2 Й. Гайдна. Что такое квартет, какое значение имеет это слово?
Ансамбль из 4-х музыкантов и музыкальное произведение, предназначенное для 4-х исполнителей. И. А. Крылов написал басню с таким названием, где у четырёх музыкантов ничего не вышло из их совместного музицирования.
Да, как они ни садились, а квартет у них не зазвучал. Но, если за дело берутся настоящие музыканты, такие как Й. Гайдн, то можно быть уверенным, что мы услышим настоящий квартет.
СЛАЙД XXII
Итак, классический, образцовый квартет Й. Гайдна. Какие музыкальные инструменты входят в него? И, конечно, ваши впечатления от музыки композитора.
СЛУШАНИЕ КВАРТЕТА РЕ-МИНОР №2 (IV) (фрагмент)
В состав классического струнного квартета входят: скрипки, альт и виолончель.
СЛАЙД XXIII
Вы совершенно верно услышали. Вот состав классического струнного квартета : 2 скрипки, альт и виолончель.
Музыка квартета изящная, лёгкая, весёлая…может показаться, что Гайдн был весёлым и жизнерадостным человеком…
СЛАЙД XXIV
Действительно, Й. Гайдн был жизнерадостным человеком, ему доставляли радость сама работа, ощущение её слаженности. Он радовался жизни и переносил эту радость на свою музыку.
СЛАЙД XXV
Великий Моцарт тоже писал квартеты, и даже шесть из них посвятил Й. Гайдну, ведь они были хорошими друзьями, и разница в возрасте им совсем не мешала.
Жизнь Моцарта была коротка, но и за столь короткое время он сумел создать столько значительного и яркого, что само его имя стало синонимом музыки.
Одно из важных мест в его творчестве занимала опера.
СЛАЙД XXVI
«На первом месте для меня опера… Я завидую всем тем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию. Желание писать оперы – моя идея-фикс», - писал В. А. Моцарт.
Сегодня мы встретимся с Моцартом как с создателем чудесной сказочной оперы «Волшебная флейта».
Если вы помните, это не первая наша встреча с этой оперой (слушаем мелодию, звучащую на металлофоне)
(Основную тему можно пропеть со словами).
СЛАЙД XXVII
Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты».
СЛАЙД XXVIII
А сегодня мы услышим знаменитую арию Царицы ночи. Она будет звучать на немецком языке, так как её написал сам Моцарт.
А о чём мы можем узнать из арии?
Ария – это «песня» солиста, главного героя, из арии мы узнаём о переживаниях героя, его характере, какой он герой положительный или отрицательный…
Эту арию любят исполнять все, кто обладает этим певческим голосом. Почти во всех сказках мира, есть два полюса, две противоположности. Нередко они борются между собой. Что это за противоположности?.
Добро и зло.
Как вы думаете, какую сторону представляет Царица ночи?
Думаем зло. В тёмное время суток нередко замышляются не добрые дела, и Царица ночи властительница темноты.
Да, верно. Артисты не всегда хотят играть роли отрицательных персонажей, почему же эта ария так любима исполнителями, почему певицы, имеющие этот певческий голос, хотят, чтобы она была в их репертуаре? И какому же голосу Моцарт поручил исполнение арии?
СЛАЙД XXIX
Мы услышим эту арию в исполнении замечательной немецкой певицы Дианы Дамрау.
СЛУШАНИЕ (можно с видео материалом)
Арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»
Певческий голос, исполняющий партию Царицы ночи очень высокий – это сопрано. Ария звучит взволнованно, властно, повелительно, непреклонно, её характер можноопределить как драматический. Такую арию спеть очень не просто, нужно большое мастерство.
Вы очень верно всё услышали и почувствовали.
А в чём, на ваш взгляд, заключаются сложности исполнения?
Пение в высоком регистре, в быстром темпе со множеством вокальных украшений, представляет сложность для исполнителя.
СЛАЙД XXX
Этот певческий голос действительно высокое сопрано, он называется – колоратурное сопрано.
А вам понравилась музыка?
Ответы учащихся… (как правило, учащие отвечают положительно, и отмечают красоту музыки).
Моцарт считал, что музыка всегда должна быть красивой, если музыка не красива, то музыкой её называть нельзя.
На следующем уроке мы продолжим встречу с венскими музыкальными классиками, а сейчас выполним задание по сегодняшнему уроку.
Рефлексия:
СЛАЙДЫ XXXI-XXXV
ЗАДАНИЕ: Найди 8 ошибок в тексте.
Вена – красивейший немецкий город, который справедливо называют музыкальной столицей Азии. Ведь в нём жили и творили великие венские классики : Гендель, Моцарт и Бетховен. Они создали музыку в самых разных жанрах: соната, симфония, концерт, опера и другие. В их творчестве сложился жанр классического струнного квартета : 2 скрипки, альт, виолончель и контрабас. Много опер создал Бетховен, его опера «Волшебная свирель» наполнена красивыми запоминающимися мелодиями, в особенности ария Феи ночи в исполнении низкого женского голоса.
Вена – красивейший австрийский город, который справедливо называют музыкальной столицей Европы. Ведь в нём жили и творили великие венские классики : Гайдн, Моцарт и Бетховен. Они создали музыку в самых разных жанрах: соната, симфония, концерт, опера и другие. В их творчестве сложился жанр классического струнного квартета : 2 скрипки, альт, виолончель и контрабас (лишнее). Много опер создал Моцарт, его опера «Волшебная флейта» наполнена красивыми запоминающимися мелодиями, в особенности ария Царицы ночи в исполнении высокого женского голоса.
Оценивание учащихся :
Домашнее задание:
СЛАЙД - XXXVI
Составь кроссворд с контрольным словом АВСТРИЯ, используя музыкальные понятия и имена композиторов, которые связаны с этой страной.