Елена Яковенко
Консультация «Музыка в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Районное методическое объединение
Тема сегодняшней нашей встречи: «Музыка в жизни ребенка».
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру,
красоте, человечности.
Как гимнастика выпрямляет тело,
так и музыка выпрямляет душу человека».
Сухомлинский В. А. :
Публикация «Консультация „Музыка в жизни ребенка“» размещена в разделах
Спросите себя, можете ли вы прожить без музыки? Не можете, так ведь? Людей, исключивших из своей жизни музыку, практически не существует. Без ее огромного, радостного и возвышающего воздействия нельзя представить духовный мир человека. Когда мы просыпаемся утром или ложимся спать вечером, гуляем, отмечаем какой-нибудь праздник или ничего не делаем — везде нас окружает музыка : по радио, телевидению или просто в наших мыслях.
Хочется вспомнить слова В. А. Сухомлинского «Без музыкального воспитания не возможно полноценное воспитание ребенка». Чем раньше войдет музыка в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее он займет место в его жизни.
Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальности у детей является дошкольный период, где закладываются основы музыкальной культуры ребенка. Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Мир музыки, очень близок к внутреннему миру ребёнка. Дети ещё не способны выразить свои мысли словами, однако, состояние души ребёнка можно проследить по интонации, движениям, сочинениям, играм на детских музыкальных инструментах, рисовании. Работая с дошколятами, это самый благодарный возраст, когда между ребёнком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Ребенок, который любит педагога, доверяет ему, полюбит и почувствует красоту музыки, выразительность движений, мелодичность пения.
Детей нужно учить культуре потребления музыки так же, как детей учат вести себя, например, за столом. С детства маленькой личности надо прививать любовь к музыке, причем как к классической, так и к качественной части современных произведений. А особенно - любовь к народной песне, к музыке своего народа.
Музыка является действенным средством эмоциональной коррекции, т. е. помогает детям найти и принять нужное эмоциональное состояние. Она влияет на ритм сердца и дыхания: гармонические созвучия и повторения знакомых музыкальных фраз замедляют пульс, делают дыхание более глубоким и равномерным; диссонансы, напротив, требуют напряженного вслушивания, ускоряют пульс и частоту дыхания. Усиливается и мышечная активность, если их началу предшествуют звуковые впечатления, когда же музыка служит фоном, она удваивает все эмоции и делает яркими образные представления детей. Музыка по своей сути способствует и интеллектуальному развитию ребенка, что способствует подготовки их к обучению в школе.
Работа музыкального руководителя в детском саду, это не просто должность, это огромная ответственность перед дошколятами, которым потом выходить в большую жизнь. Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах, творчество и т. д., дети получают различные знания, умения и навыки. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности.
Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорный украинский гопак, поют белорусские песни. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.
Дать знания, развить умения и навыки - это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности, создавая атмосферу праздника, чтобы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства.
Когда я вижу на детских лицах столько радости и восторга, верю сама: музыка способна поселить в маленьких сердцах доброту, искренность, любовь! И я рада дарить своим воспитанникам частичку своего сердца, своей души. Дети - как живительный источник, дающий силы и наделяющий оптимизмом. Для меня важно не просто сделать детей счастливыми, но и научить их, как можно сделать счастливыми других людей!».
Музыка открывает каждому целый мир высоких чувств, стремлений, надежд, мыслей. Учитесь слушать и ценить музыку. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
А сейчас, предлагаем Вашему вниманию обучение детей нотной грамоте через развлечение: «Где живут ноты и как они научились петь?».
ГДЕ ЖИВУТ НОТЫ И КАК НОТЫ НАУЧИЛИСЬ ПЕТЬ
(Обучение детей нотной грамоте через развлечение)
Цели: в игровой форме познакомить детей с нотной грамотой; учить детей чувствовать, передавать образ и настроение в музыке.
Роли: учитель пения (взрослый, Нотки, Девочка, Птичка, Снег (дети, Ворона, Медведь, Заяц (куклы-дети).
Оформление зала: В центре крупное изображение нотного стана с нотами до, ре, ми, фа, соль, ля, си. За ним декорация леса.
Ведущий:Здравствуйте, мои дорогие ребята! А вы знаете, что такое музыка?
Дети: ответы: это написанные композитором произведение с помощью нот.
Ведущий: А вы знаете, где живут ноты? Да-да, те самые ноты, из которых получаются разные песенки: веселые и грустные бодрые и спокойные, быстрые и медленные. И такие песенки вы наверняка слышали.
Дети: А где живут ноты?
Ведущий:Все ноты живут в одном многоэтажном домике, который называется нотным станом или нотоносцем. А в нем всего этажей пять, так как нотный стан состоит из пяти линеек.
Открываются двери домика двумя волшебными ключами: один называется ключом Соль (или скрипичным ключом, а другой ключом Фа (басовым ключом). Отличаются они тем, что пишутся по-разному, а так же тем, что, если открыть двери домика ключом басовым, то все нотки запоют низкими голосами. А если открыть двери домика скрипичным ключом, то эти нотки запоют высокими голосами. Нотки живут в своем домике дружно, никогда не ссорятся, не капризничают. С ними даже иногда происходят забавные истории – и это ты сейчас увидишь и услышишь.
Песня-инсценировка «Волшебная семерка» муз. В. Рубашевской сл. И. Кашежевой.
Каждая нотка на нотном стане занимает свою уютную квартиру. Вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить, на каком этаже живет каждая из ноток-сестричек.
Из-за нотного стана поочередно выходят Нотки, берут указку и, когда рассказывают о себе, показывают себя на нотных линейках.
Ребенок :Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота ДО?
ДО: Я- нота До, я первая сестра.
Всем очень хорошо известна я.
Вот мой портрет, запомните его.
Вот это я, смотрите: нота ДО.
Сижу я здесь, на маленькой скамейке
Живу я – на добавочной линейке.
Ребенок :Нота Ре.
РЕ: Я- нота РЕ, сестрица я вторая.
Вот мой портрет. Смотрите я какая!
Ни ДО, ни МИ, ни ФА, ни ЛЯ.
Я –нота РЕ! Запомните меня.
Ребенок :Нота Ре, где ты живешь?
Где ты песенки поешь?
РЕ: Отгадать сумей-ка,
Под первою линейкой.
Ребенок :Смотри, запомни и пойми
Сказала нота Ми.
МИ: Сестрица третья- нота МИ.
Внимательней дружок смотри!
Здесь ДО, здесь РЕ, а это я!
Линейка нижняя - моя.
Не хочу высоко лезть,
Мне хорошо и здесь.
Ребенок :Между первой и второй
ФА глядит в окошко.
ФА: Я –нота ФА, четвертая сестра.
Устроилась уютно я.
Вот мой портрет. Я – нота ФА!
Прошу запомните меня!
Между первой и второй
Тесно мне немножко.
Ребенок :На второй линейке Соль.
СОЛЬ: Я нота СОЛЬ, прелестное созданье!
Длиннее нет у нот названья.
Вторая линия – моя.
Вот мой портрет, а это я!
ФА иСОЛЬ:
На второй линейке Соль
С нотой Фа встречается
Если скажешь Фа и Соль,
Получается фасоль,
Слово получается.
Ребенок :Ах, мы и не заметили
Сестричку – нотку ЛЯ.
ЛЯ: Будем знакомы – нота ЛЯ!
Прошу, запомните меня.
Меж линией второй и третьей
Всегда меня ты сможешь встретить.
Между второй и третьей, пою я песни детям,
Ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля-ля!
Ребенок :А на линейке третьей Си
На самой серединке
СИ: Я – нота СИ! Живу посерединке.
Сестра седьмая, младшая сестра.
Вот здесь. На приготовленной картинке,
Себя нарисовала я!
Спою когда ни попроси,
Так звонко, без запинки.
ВСЕ: ДО вверху и ДО внизу
Малышам забава.
Мы споем: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До.
Получается ОКТАВА.
Выходит Учитель (муз. рук.)
Учитель: Хотите, я расскажу вам одну интересную историю про то, как ноты научились петь? Однажды на музыкальном занятии ноты решили спеть….
ВСЕ:(Ноты несколько раз пропевают, один за другим, гамму и Муз. рук. «засыпает»).
ДО: Ну и пение сестрички! Тут любой уснет зевая.
РЕ: Сон смыкает мне реснички.
МИ: Пойдемте лучше поиграем!
ФА: Что тут толку нам сидеть,
Спать, от скуки всем зевать?
СОЛЬ: Не хочу я больше петь!
Лучше в лес пойдем гулять!
Нотный стан сдвигается, и открывается панорама леса.
ЛЯ: Как красиво! Как чудесно!
Всю бы жизнь тут прожила!
СИ: Ах, какой снежок прелестный!
Душа моя поет: «Ля-ля»!
Под музыку прилетает Ворона.
ВОРОНА (за ширмой) : Каарр! Каарр! Каарр!
МЕДВЕДЬ: Ворона, Ворона, почему ты каркаешь?
ВОРОНА: Мой голос мне очень нравиться!
МЕДВЕДЬ: А мне твой голос совсем не нравиться! Зря ты меня разбудила. Пойду-ка я лучше в берлогу, посплю еще немного.
(Медведь уходит) Появляется Заяц. Ворона грустит, плачет, хнычет.
ЗАЯЦ: Что вы плачете Ворона? Кто обидел?
ВОРОНА: Дирижер!
ЗАЯЦ: Чем же мог он Вас обидеть?
ВОРОНА: Не берет солисткой в хор!
ЗАЯЦ: Уважаемая Ворона, вы не обижайтесь,
Приходите в лесной хор и пению у нас обучайтесь. (Прощается, уходит.)
ВОРОНА: Хорошо, полечу учиться пению в лесном хоре. Каарр! Каарр! Каарр!
Под музыку Ворона и Заяц уходят за ширму и прилетает Птичка.
Под музыку влетает ПТИЧКА.
ПТИЧКА: Ой, как много черненьких букашек! (Гоняется за Нотками).
НОТЫ: Мы не букашки!
ПТИЧКА: Значит, таракашки!
НОТЫ: Мы не таракашки!
ПТИЧКА:Так кто же вы?
НОТЫ: Мы НОТЫ!
ПТИЧКА:Ноты? Если вы ноты, то почему не поете?
НОТЫ:А как?
ПТИЧКА: Ну, хотя бы вот так!
(Песня птички, чик-чирик).
ДО: Какая веселая песня! Как хорошо, прекрасно ты поешь!
НОТЫ: Мы тоже так хотим петь! (Каждая нота поет свою ноту).
ПТИЧКА:Прекратите немедленно! Разве это пение! Все-таки вы букашки. Прощайте! Поищите другого, кто будет слушать ваше пение! (Улетает).
(Звучит завывание вьюги).
РЕ: Кажется, вьюга начинается!
МИ: Вы слышите? Вы слышите музыку?
ФА: Видно и у вьюги своя песня?
СОЛЬ: Какая печальная и все же прекрасная песня!
Выход снега под музыку.
СНЕГ: Здравствуйте, а вы кто? А почему не поете? Спойте все вместе!
ВСЕ НОТЫ: Снежок, снежок, научи нас своей музыке!
Мы тоже хотим уметь так петь! (Пробуют петь,но безуспешно).
СНЕГ: Замолчите немедленно! Прощайте! Поищите другого, кто будет слушать ваше пение! (Убегает).
ЛЯ: Видно нам никогда не научиться красиво петь! (Ноты грустят, хнычут, плачут).
СИ: Слышите? Сюда еще кто-то идет и тоже поет.
ДО: Все петь умеют, только мы не можем!
РЕ: Смотрите, это мальчик!
МИ: Может, он нас научит красиво петь?
(Мальчик напевает песню по выбору).
ФА: Какая добрая у тебя песня! Научи, мальчик и нас так же петь, пожалуйста!
МАЛЬЧИК: Это трудно, надо долго учиться.
НОТЫ: Мы согласны!
МАЛЬЧИК: Тогда спойте сначала каждая в отдельности. Я хочу услышать ваши голоса.
Ноты поют по очереди: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!
СОЛЬ: А когда мы будем петь все вместе?
МАЛЬЧИК: Никогда! Иначе у вас кроме шума, ничего не выйдет. Вы должны запомнить одно: когда я буду петь, пусть каждая из вас подхватывает только тот звук, каким поет сама.
Песня «Прекрасен мир поющий», муз. А. Абелян, сл. В. Степанова.
МАЛЬЧИК:Ну, а теперь поняли?
НОТЫ: Поняли!
МАЛЬЧИК: Тогда дальше пойте без меня, а мне пора домой. До свидания!
НОТЫ: До свидания (Мальчик уходит).
ЛЯ: Бежим скорее к Учителю! Вот он удивиться, что мы петь научились!
СИ: Только в какую сторону идти?
Слышен отдаленный голос Муз руководителя.
НОТЫ: Ау! АУ! АУ! Мы здесь!
УЧИТЕЛЬ: Ах, вы нотки непослушные! Урока не выучили и убежали!
ДО: Не сердитесь. Лес нас научил петь!
УЧИТЕЛЬ: Не может этого быть! Ну-ка!
НОТЫ (по очереди) : До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!
(После каждого звука Учитель подает реплику «хорошо, превосходно, замечательно, великолепно, потрясающе, удивительно здорово, прекрасно»).
УЧИТЕЛЬ: Удивительно! Начали!
Песня «Мы маленькие нотки».
УЧИТЕЛЬ: Вот так Нотки научились петь. Но это было только начало. Им предстояло еще многому научиться. Для этого они поступили в музыкальную школу, где учат не только пению, но и игре на разных музыкальных инструментах.
В заключении нашего представления предлагаем Вашему вниманию выступления - бывших, нынешних воспитанников и сотрудников детского сада, чтобы еще раз убедиться в том, что Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии.