Воробьева Светлана
Конспект открытой образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшей группы «Музыка в сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные :
- учить ритмично двигаться под музыку, самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыки;
- формировать навыки культуры слушания музыки, учить чувствовать характер музыки.
- знакомить детей с русским композитором С. Прокофьевым
Публикация «Конспект открытой образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшей группы „Музыка в сказке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие :
- Развивать у детей творческое воображение, фантазию, поиск решений проблем;
- продолжать совершенствовать навыки основных танцевальных движений.
- Развивать внимание и память, удивлять и радовать ребенка, создавать творческую атмосферу.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера.
Средства:
• нетбук,
• видеопроектор,
• музыкальный центр
• фортепиано
• дидактические материалы: маски, фланелеграф, иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят», портрет композитора С. Прокофьева
• Стол, набор для рисования: краски, кисточки, бумага.
Ход основной образовательной деятельности:
Вводная часть.
Приветствие: Дети под звуки марша входят в музыкальный зал С окончанием музыки останавливаются. Музыкальный руководитель приветствует их распевая фразу «Здравствуйте, ребята!». Дети распевают приветствие «Здравствуйте».
Приветствие – песенка «Дружно в музыкальный зал зайдем»
Музыкальный руководитель предлагает любому желающему ребенку встать посередине зала и пропеть песенку приветствие самостоятельно (2-3 ребенка)
Музыкальный руководитель :
Ребята, вы любите сказки? Как вы думаете, а музыка может рассказывать сказки?
А с помощью чего она это делает? (С помощью звуков). Да, звуки могут быть ласковые и сердитые, а еще какие? (Грозные, таинственные, шутливые, жалостливые, задумчивые, мечтательные, легкие и тяжелые).
А возможно ли с изобразить то, что передает музыка? Оживить образы, которые навевает нам музыка.
Музыкально – ритмические движения:
Музыкальный руководитель : Давайте отправимся в мир сказки и музыки. А пойдем мы туда в образе не простых детей, а в образе героев из сказки – великанов и гномов. Как вы думаете они будут двигаться одинаково? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель : итак, сейчас прозвучит мелодия, покажите как будут двигаться по лесу великаны и как гномы.
«Упражнение Великаны и Гномы» Пьеса Д. Львова-Компанейца – дети двигаются широко расставив ноги, тяжело, не торопясь (Великаны); меняется музыка – более мелкими шагами, подпрыгивая и приседая (Гномы).
Музыкальный руководитель : А теперь представьте, что наши герои уже пришли к себе домой и решили потанцевать со своими друзьями.
Дети выполняют самостоятельно любые танцевальные движения сначала как Великаны, потом как Гномы.
Основная часть
Музыкальный руководитель : Скажите, почему вы двигались по- разному? (Потому что была разная)
Слушание
Давайте вспомним про каких сказочных героев мы уже слушали музыкальные произведения. Дети называют – «Золушка», «Баба- яга», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс Феи Драже», «Песня Буратино»
Музыкальный руководитель : А кто мне подскажет кто написал эту музыку?
Дети слушают «Вальс Феи Драже»
Дети : композитор Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель : Сегодня я сегодня хочу познакомить с другим русским композитором. (Показывает портрет) с Сергеем Прокофьевым. Сергей Прокофьев тоже сочинил много красивой музыки, писал он и для детей. Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение, я не скажу вам название, попробуйте представить что это за сказочный герой.
Дети слушают тему Волка из симфонической сказки «Петя и Волк»
Как звучала музыка? О ком же рассказала музыка?
Какой был сказочный герой?
Почему вы так решили? (Музыка была сердитая, колючая, злая, недовольная, грубая, угрожающая, зловещая)
А какие выразительные средства музыки помогли вам увидеть волка? (Низкий регистр, скачки в мелодии, смузыка звучала то тихо, то громко, угрожающе)
А каким цветом можно раскрасить эту музыку? (Темными тонами)
А хотите попробовать раскрасить волка. Теперь вы уже представили какой он.
Музыкальный руководитель вызывает двоих детей, сажает за отдельные столы с подготовленными красками. Детям нужно раскрасить волка.
Дети слушают произведение второй раз.
Затем рассматривают раскрашенных детьми волков. Обсуждают получилось ли им отразить то что предала музыка.
Музыкальный руководитель : Да, ребятки, это Волк. Он осторожный, голодный, злой, страшный. В каких сказках можно встретить такого волка?
(Ответы детей)
Да, чаще всего в сказках волк именно такой каким его отразил Сергей Прокофьев. Сегодня давайте вспомним вот о какой сказке. Отгадайте загадку
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Мама- коза в этой сказке какая? Дети: заботливая и добрая, ласковая.
Давайте вспомним песенку - распевку про Козу
Логоритмическое музыкальное упражнение
Музыкальный руководитель и дети проговаривают, прохлопывают, потом пропевают стихотворение «Коза»
Упражнение «Коза»
За-за-за- прибежала к нам Коза
Зы-зы-зы Ой, беда у той Козы
Зо-зо-зо : Не поют козлята «Зо»!
Зу-зу-зу Надо выручить Козу
Дети сначала поют вместе, затем выбирается ребенок на роль Козы.
Музыкальный руководитель :
-мама Коза очень любит цветы. Особенно когда они очень вкусно пахнут
Дыхательная гимнастика
Дыхательное упражнение «Цветок».
Дети делают тихий, бесшумный вдох (как-будто нюхают цветок, затем задерживают дыхание, чтобы ощутить аромат – дышут.
Затем после вдоха надо сказать протяжно с разной интонацией : Ах,Ох, Ух! (ласково и нежно; удивленно)
- Раз мы сегодня заговорили о сказке про Козу и Волка, давайте споем песенку про веселого шустрого Козленка, который был очень смелым и даже не боялся волка.
Пение
-«Егоза» (Музыка Г. Эрнесакса)
Музыкальный руководитель :
-Давайте продолжим разучивать песенку про козленка «Егозу». В начале песни проигрыш, будьте внимательны.
Дети вместе с педагогом поют два первых куплета песни. Музыкальный руководитель знакомит детей со словами третьего куплета, беседует о содержании, предлагает спеть третий куплет.
Театрализация
Предлагаю вам оживить героев и показать фрагмент музыкальной сказки «Волк и семеро козлят» о которых рассказывает сегодня музыка.
Дети вместе с музыкальным руководителем выходят в центр зала. Выбирается Волк, Коза, остальные дети козлята. Волк и Коза одевают атрибуты.
Музыкальный руководитель : Только как же попасть в сказку? Может, вы знаете волшебные слова? (Ответы). Тогда возьмемся за руки и произнесем их: «Крибле – крабле – бумс!»
Мини-сценка из сказки «Волк и семеро козлят»
Звучит веселая музыка из мультфильма «Волк и семеро козлят» - дети (Козлята и мама Коза) пританцовывают, стучат «копытцами», веселятся. Мелодия меняется – тема Волка. Дети (козлята) кто-то, прячется, кто-то дрожит. Волк жестами мимикой показывает как он зол, голоден, крадется.
Музыка меняется – тема Козы. (Наклоняет рога и наступает на Волка, Волк сдается, убегает)
Пляска
Музыкальный руководитель :
Что же победило в нашей сказке : добро или зло? (Добро) А когда на душе хорошо, то хочется танцевать!
-«Что такое доброта»
Дети выполняют танцевальные движения стоя в парах в шахматном порядке.
Заключительная часть
Музыкальный руководитель :
Вот и заканчивается наше занятие. Мы сегодня еще раз убедились, что музыка- она удивительная. Музыка может необыкновенно живописно рисовать нам сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, а может превращать в них.
Рефлексия
-Скажите, дети, что было самое интересного на сегодняшнем занятии. Ответы детей.
-Если вам радостно и настроение хорошее: поставьте на магнитную доску магнитик с улыбкой, если грустно и скучно – поставьте магнитик с печалькой.