Елена Парамонова
Музыка как средство развития речи и ее просодических компонентов у старших дошкольников
▼ Скачать
«Музыка как средство развития речи и ее просодических компонентов у старших дошкольников»
Парамонова Елена Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» (МБДОУ д/с №26) г. Арзамас
Музыкальный руководитель
Публикация «Музыка как средство развития речи и ее просодических компонентов у старших дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Просодия-общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Все эти компоненты тесно перекликаются со средствами выразительности в музыке.
Актуальность темы обусловлена тем, что речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. Способность к общению с людьми, умение объясняться грамотно и внятно - один из наиболее значимых характерных показателей развития личности в наше время.
В современной концепции дошкольного образования с введением ФГОС выделена существенная роль музыки в общем развитии ребенка, в формировании его психических функций, в том числе и речи.
Чешский исследователь детской речи Милослав Зееман писал, что для детей раннего возраста музыкальные качества речи имеют большее значение, нежели звуковое оформление слова. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи посредством музыкальных занятий следует уделять особое внимание. Изучением вопроса Роли музыкального искусства в общем развитии ребенка занимались многие и многие ученые. По мнению И. Л. Дзержинской, Э. П. Костиной, Б. М. Теплова, О. П. Радыновой, -«Включение музыки во всю сферу жизнедеятельности ребенка оказывает положительное воздействие на образ его жизни», Т. С. Бабаждан, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Петрова отмечали, что «Музыка раньше других искусств воздействует на эмоции у детей и влияет на личность ребенка в целом». Исследования Л. П. Новицкой, В. Б. Поляковой, Г. Ю. Маляренко, М. В. Хватова подтверждают, что «Благотворно влияние музыкального искусства на процессы памяти. Повышаются показатели объёма и прочности». Е. В. Герцман, В. Б. Полякова, В. В. Ефимов отмечают, что «При восприятии музыки повышаются лабильность зрительного анализатора, чувствительность периферического зрения». В. П. Петрушин говорит о том, что «Инструментальная музыка различного характера активизирует воображение слушателей, тем самым способствуя созданию перспективных рассказов».
Разные авторы отмечают благоприятное воздействие использования музыки в образовательной деятельности.
По словам Д. Б. Кабалевского: «Элементарным воздействием на речевую сферу детей становится пассивное или активное восприятие музыки».В. А. Деркунская отмечает, что «Музыкальные произведения способны побуждать ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству».
Согласно выводам наблюдений А. Ф. Битуса, С. В. Битуса, Д. К. Кинарской: «Пение способствует развитию фонематического слуха, что позволяет использовать его в коррекционной педагогике» .
К. Орф пришел к выводу, что «Наиболее сильным средством воздействия на ребенка являются творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяется пение, речь, игра на музыкальных инструментах».
В работах Е. Железновой и С. Железнова отмечается, что «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух».
Н. С. Ильина говорит о том, что «Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать».
Еще раз вспомнив все просодические компоненты, такие как речевое дыхание, дикция, интонация, ударение, мелодика речи, ее темп, ритм, пауза, голос и соответственно его сила, высота, тембр, модуляция, полетность, тон и сравнив их со средствами музыкальной выразительноси : лад, регистр, тембр, динамика, темп, интонация, увидим практически сто процентное совпадение. А ведь именно развитие музыкально-сенсорного восприятия является одним из основных видов деятельности музыкального образования дошкольников.
Музыкальное воспитане в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. четкое произношение ритмического текста стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувство слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.
Интонация-это душа музыки. В широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют основой музыкального мышления и общения. Интонация-единство звука и смысла. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его.
Методики и коррекционно-развивающие упражнения, позволяющие в полной мере развить певческие и речевые способности ребенка, перечислены ниже.
Методика на выявление понимания ребенком смысловой стороны слова- «Скажи наоборот».
Методика, направленная на проверку состояния фонематического слуха - Игра «ЭХО».
Методика на выявление уровня овладения словарем- «Подбери слово».
Методика на выявление сформированности слоговой структуры слова –
«Повтори за мной».
Методики на выявление сформированности активной речи ребенка :
Методика на выявление сформированности грамматического строя речи - «Назови».
Методика на определение состояния звукопроизношения - «Считалки»
Методика на обследование артикуляционного аппарата, сохранность его иннервации.
Ходьба и маршировка в разных направлениях.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляционная гимнастика, музыкально-речевые игры.
Музыкально-коммуникативные игры и танцы.
Игры-упражнения «Копилочка слов»; «Закончи предложение»; «Прочитай мнемотаблицы, схемы»; Музыкальные пальчиковые игры.
Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Игра на музыкальных инструментах, игры и упражнения с использованием шумовых инструментов и «звучащих жестов». Музицирование.
Игры и упражнения, формирующие чувство музыкального лада.
Игры и упражнения на воспитание метрического акцента.
Упражнения на развитие творческих способностей.
Музыкально-ритмические упражнения.
Все вышеперечисленные методики и упражнения позволят еще более плодотворно трудиться над развитием музыкальных способностей детей.