Василиса Вячеславовна Криворот
Конспект занятия по риторике «Можно ли общаться без слов?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: МОЖНО ЛИ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ?
Ход занятия:
1. Речевая разминка (дыхательные, артикуляционные упражнения).
1) дыхательные упражнения (формирование длительного выдоха)
«Комарик"
(ребенок ставит пальчик на живот, вдыхает и на выдохе водит пальчиком по кругу на животе, произнося при этом звук З-з-з (комарик летает, как только воздух закончился, комарик садиться обратно)
2) артикуляционный упражнения («Хомячок» (надуть щеки, «Рыбка» (втянуть щеки, «Иголочка» (поколоть щеки напряженным языком)
Темочки:
2. Вспоминаем.
- вспомните, помогала ли вам улыбка в общения?
- если вы ведите, что человек улыбается, то у него какое настроение? (Хорошее, радостное.)
- ребята, но ведь улыбающийся человек, которого вы увидели, ничего не сказал нам о своём настроения. Но мы понимаем, что у него настроение хорошее. Следовательно, это можно понять и без слов.
А как? (По улыбке, па выражению лица.)
3. Узнаём новое.
1) работа по тетради, с. 32.
- сегодня нам и предстоит узнать, можно ли общаться без слов. Перенесли сапоги-скороходы Риторика в необычную страну-страну молчунов.
- Рассмотрите один из городов этой страны. Как же жители общались? (Без слов.) Что им помогало понимать друг друга?
Мимика - это выражение лица человека.
Жесты - это чаще всего движения рукой (руками).
- проследим путь Риторика (по стрелочкам) и определим, о чём говорит Риторик с прохожими.
- кого первым встретил Риторик? (Петрушку.) Что делают Петрушка и Риторик? (Они здороваются.) Как вы догадались, что встретившиеся приветствуют друг друга? (Их руки направлены друг к другу для рукопожатия, выражение лица у Риторика и петрушки - доброжелательное.)
- как вы думаете, о чём Риторик спросил клоуна и что тот ответил? Обоснуйте свою мысль. (Вероятно, Риторика спрашивает, как ему пройти в универмаг, а клоун пожимает плечами, руки разводит в стороны. Так обычно делают тогда, когда хотят показать, что чего-то не знают.)
- с кем ещё встречается Риторик? Состоялось ли у них общение? (Конечно состоялось. Риторик, указывая рукой, спрашивает, эта ли дорога ведёт к универмагу. На что прохожая с зонтиком указывает в ту сторону, где находится магазин.)
- ребята, а что делает продавец мороженого? (Она звонит в колокольчик, привлекая внимание прохожих, чmо6ы те купили мороженое.)
- итак, оказывается, не говоря ни слова, жители страны молчунов помогли Риторику попасть в универмаг.
- какие ещё магазины, киоски есть в этом городе? И как вы это узнали? (По вывескам можно узнать, что в этом городе есть кафе, овощной магазин, аптека, театр, магазин игрушек.)
- значит, ребята, вывески тоже помогали молчунам ориентироваться в этой стране.
2) речевые игры.
- мы с вами оказались вместе с Риторикам в универмаге. Попытайтесь с помощью мимики, жестов, движений объяснить продавцу, что вы хотите купить один из предметов, представленных на витрине.
(Каждый ребёнок выбирает предмет. Затем поочередно дети подходят к продавцу (продавцы могут меняться) и «объясняют», что они хотят купить. В конце игры все дети поощряются и называются лучшие покупатели.)
3) конкурс «маска, маска, ты какая?».
- посмотрите на маски, которые изображены на с. 33.
«Ребята, какая маска радостная, а какая - восторженная? Где маска просто грустная, а какая изображает горе? Какая маска удивлённая, на какой изображена злость?». (Обращаем внимание детей на разницу эмоций, горе - грусть; радость - восторг.)
- Каждый вытянет «маску» с эмоцией, и попробует изобразить ее, а мы отгадаем кому какая маска досталась.
4) игра «Зеркало».
(Один из игроков зеркало, а другой человек. Человек показывает различные жесты, а зеркало повторяет. Задача остальных отгадать где зеркало, где человек).
4. Итог
.
- ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам больше всего запомнилось? Я раздам вам листочки и карандаши, а вы нарисуете ваше настроение, после нашего занятия