Светлана Курлыкова
Фронтальное занятие в подготовительной группе детей с ЗПР «Морское происшествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морское происшествие»
Подготовительная к школе группа детей с ЗПР
Форма работы: подгрупповое занятие.
Цель занятия : дифференциация звуков [Ш]-[С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях на слух и в произношении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять представления об обитателях моря;
- закреплять умение составлять предложения с заданными словами;
Коррекционно- развивающие:
Публикация «Фронтальное занятие в подготовительной группе детей с ЗПР „Морское происшествие“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- развивать фонематический слух;
- упражнять в дифференциации звуков [Ш]-[С ] на слух и в произношении;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- совершенствовать навыки правильного дыхания;
- вырабатывать чувство ритма;
- развивать психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, внимание);
Воспитательные:
- прививать любовь к природе;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Работа над словарем: морские обитатели, саман, шаман.
Приемы руководства деятельностью детей :
-словесные: объяснение, беседа;
-наглядные: слайды, пиктограммы, пособие игры «Умные ноги», символы звуков [С]- [Ш], иллюстрации морских обитателей, игрушки морских обитателей.
-практические: игры с песком, водой, игровые двигательные упражнения, сочетаемые с речью.
Предварительная работа: дифференциация звуков [С]- [Ш] на уровне звуков слогов, слов, предложений в индивидуальной и подгрупповой работе.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, двигательная,
дыхательная гимнастика, биоэнергопластика, логоритмика, песочная
терапия, динамическая игра, кинезиологические упражнения, психогимнастика,
Оборудование: раковина, письмо, плоскостные изображения (рыбки Соня и Шустрик, Русалочка, наборное полотно (сундучок и шкатулка, мелкие игрушки (самолёт, машинка, катушка, слоник, карандаш, сани, носорог, лиса, мишка, большие игрушки (акулы, пособие игры «Умные ноги» с буквами, песочница с песком, компьютер, экран, видеоряд (морской пляж, прибой, эпизод «Русалочка», морское дно, тазы с водой, пенопласт, соломинки, влажные салфетки.
Ход занятия
Организационный момент
-Ребята, посмотрите, у нас появилась волшебная раковина. Как вы думаете, откуда она взялась? (ответы детей).
-Внутри раковины что-то есть. (Достают письмо). Читают по первым звукам картинок.
Помогите! Беда!.Заколдованы1 Море помнит. Русалочка.
- Ничего не понятно. Какие звуки заколдованы?
Но Русалочка просит нас о помощи. Поможем? Тогда вместе произнесём волшебные слова, чтобы очутиться на берегу моря.
Море, я к тебе бегу,
Упражнение «кулак-ребро-ладонь»
Я уже на берегу!
Упражнение «фонарики»
Я бегу к своей волне,
А волна бежит ко мне!
Упражнение «пальчики здороваются», затем ладони соединяют «ковшиком
-Вот мы и на берегу моря (слайд1)
Закройте глаза и послушайте, какой звук мы слышим, когда волна накатывает на берег? – шшшшшш, а когда волна отходит от берега? - ссссссссссссс.
Какие звуки нам нужно расколдовать? (Ответы детей)
- Произнесите эти звуки.
-Где находится язычок когда мы говорим звук [Ш]? Что делают губы?
-Где находится язычок, когда мы говорим звук[С]? Что делают губы?
-Расскажите, какой звук [Ш].
-Расскажите, какой звук [С].
Дети дают характеристику звукам, выкладывают символы на наборном полотне.
Чем похожи звуки [Ш]-[С]? Чем отличаются звуки [Ш]-[С]?
Если мы поиграем со звуками [Ш]-[С], то они расколдуются.
Д. и. «Опусти ладошки вниз, когда услышишь звук [С], подними ладошки вверх, когда услышишь звук [Ш]» (c закрытыми глазами) :
С, с, ш; ша, су; шапка, кошка, сумка, маска, крыша, нос, камыш, мост, капуста;
Спокойная тишина, лесная глушь, машинное масло; Наша кошка спит на крыше.
Дыхательная гимнастика. (Слайд 2)
Посмотрите, как волны накатывают на берег, как будто море дышит. Накатила волна – вдох носом, укатилась в море – выдох ртом. Давайте подышим вместе с морем. Не забывайте, вдох – и животик становится как «шарик». Выдох – «шарик сдувается»
(медленный глубокий вдох носом и выдох ртом, затем резкие вдохи носом следуют один за другим, выдох самопроизвольный).
- Когда волны накатывают на берег, на них появляется морская пена.
(Слайд 3) С ней так и хочется поиграть. Создайте свою пену. (Дети дуют через соломинку в ёмкость с водой и пенопластом).
Дифференциация Ш-С в слогах, словах, предложениях.
Проговаривание звуков [Ш], [С] по пиктограммам.
А сейчас мы добавим звуки [а], [о]…
Дети произносят слоги с гласными звуками по пиктограмме.
Звуки в слогах мы расколдовали. Теперь нужно расколдовать слова.
Д. и «Скажи наоборот» (игра с мячом)
уши усы шины Машка Мишка мышь шаман каша касса пошел башня шутки Маша наш
- Ой, ребята, посмотрите, кто это машет нам из моря? (Слайд 4)
Это Русалочка. Она приглашает нас в своё подводное царство. Как же мы будем дышать под водой? (Дети предлагают свои варианты). А чтобы мы могли дышать под водой, нужно произнести волшебные слова.
(Дети встают и произносят чистоговорки, движениями повторяя ритмический рисунок)
Шу-шу-шу – шу-шу-шу – Ногами протопать ритмический рисунок
Воздухом морским дышу. Развести руки в стороны
Ас-ас-ас – ас-ас-ас – Ногами протопать ритмический рисунок
На дне моря мы сейчас. Присесть
Вот мы и на дне морском.
- Посмотрите, кто нас встречает? (плоскостное изображение двух рыбок. У одной плавники и хвост напоминают букву С, у другой – букву Ш)
- Этих двух рыбок зовут Санёк и Шурик. Догадайтесь, кто из них кто. (Варианты детей с объяснением)
- Санёк и Шурик несли подарки Русалочке, но все их растеряли на морском дне. Давайте им поможем. Выберем предметы из песка так, чтобы у Шурика оказались подарки, в названии которых есть звук [Ш], а у Санька – со звуком [С].
Подарки Шурика складывайте в шкатулку, а подарки Санька в сундучок.
Дети разносят «подарки». Молодцы! У Шурика полная шкатулка подарков, и у Санька – целый сундучок. А теперь проверим друг друга, правильно ли выбраны подарки.
(Диалог детей).
- Все подарки у рыбок выбраны правильно? (Да)
Тогда все вместе отправляемся в путь.
- Смотрите, путь нам преградила акула. Она пропустит нас к Русалочке, если правильно произнесём и пропрыгаем слова, в которых встречаются оба звука: [Ш] и [С]
Игра «Умные ноги».
Дети выполняют задания: Саша, шест, сушки, шоссе, шашки, смешной, шалость, Степашка, суша, шесть, шишка, старушка.
- А вот и Русалочка.. Русалочка, смотри, ребята вместе с Саньком и Шуриком тебе принесли подарки.
-Составьте предложения, используя наши подарки.
Нужно с закрытыми глазами достать по одному подарку из сундучка и шкатулки и придумать с этими предметами предложения.
Дети составляют предложения.
-Смотрите, Русалочка улыбается!
- Мы смогли расколдовать. Теперь Русалочки и её друзья могут различать звуки [ ш] -[ с].
Русалочка приглашает нас поиграть.
Игра «Море волнуется»
Психогимнастика: (Слайд 1)
Пришла пора нам возвращаться в группу.
Сядьте удобно, закройте глаза.
Море ласково шумит к приключениям манит.
С морем мы прощаемся, в группу возвращаемся.
Откройте глаза.
Подведение итогов занятия.
- Вот мы и дома. Кому мы сегодня помогли? Какие звуки заколдовала морская ведьма?
Уйдёт тот, кто составит предложения из слов:
- Русалочка, у, друзья, Соня, Шустрик, и.
- Подарки, Соня, Шустрик, и, хотеть, подарить, Русалочка.
-Шустрик, шишку, Русалочка, подарить.
-Бусы, Соня, нести, машинку и Русалочка.
- Ребята, хотеть, Соня, Шустрик, и, играть, с.