Светлана Доронькина
Мероприятие «Мордовские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование у детей познавательного интереса к мордовской культуре, через ознакомление с предметами быта мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления о языках на которых говорят жители РМ (эрзянский)
Публикация «Мероприятие „Мордовские посиделки“» размещена в разделах
Расширить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа.
Вызвать интерес к миру старинных вещей быта мордовского народа и их назначение в прошлом.
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, народными промыслами.
Обогащать словарь предметами быта: печь, самовар, лапти, прялка, ступа, веретено.
Развивающие:
Развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи; эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха.
Развивать любознательность, логическое мышление, память, внимание, речь, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать интерес в духе любви и уважения к своему народу: его языку, традициям, культуре. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа:
Чтение сказок, легенд, рассказов о мордовском народе; знакомство с мордовскими национальными костюмами; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва»; разучивание заклички «Чикай, листь», рассматривание картин «Предметы старины мордовского народа», беседа «Наша малая Родина»; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Методические приемы:
Сюрпризный момент, словесный, наглядный, игровой.
Демонстрационный материал:
Предметы быта старины: прялка, веретено, коврик, лапти, деревянный конь, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; украшения; клубок шерстяных ниток, лоскутки, элементы к мордовскому орнаменту. Деревянные игрушки, сделанные руками Тавлинских мастеров.
Содержание организованной образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
(Звучит мордовская мелодия. Дети в мордовских костюмах заходят в мордовскую «избу», здороваются.
Хозяюшка в сарафане приветствует гостей.)
Хозяюшка: Шумбрачи, вечкевикс ялгат! (Здравствуйте, дорогие гости)
Хорошему гостю хозяин рад!
(дети отвечают на приветствие известными им пословицами)
Дети: Шумбрачи
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду
- Много гостей, много новостей
- Что есть в печи – на стол мечи!
Хозяюшка: Ребята, давайте каждый из нас представиться на мордовском эрзя языке ( н-р:монь лемем…меня зовут….)
Сейчас займите свои места и я расскажу вам о жизни мордовского народа о традициях о своей мордовской избе.
II. Основная часть.
Воспитатель: В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой мордовской избе (как правило приходили молодые парни и девушки к одинокой хозяйке в дом) где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли шерсть, вязали, вышивали мордовские узоры, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. Ох и весело было!
Воспитатель: Дорогих гостей встречали караваем (Воспитатель с караваем благодарит с поклоном)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем,
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь отведать просим.
Воспитатель: Ребята, мы много говорили с вами о предметах быта наших предков, и мы знаем, что люди их делали своими руками. Найдите и расскажите мне о них.
Дети: 1- Вот полотенце. Посмотрите, какое оно красивое, как аккуратно, с любовью вышито мордовскими узорами. Мне оно очень нравится. Я думаю, что мы с бабушкой вышьем такое полотенце.
2- Лапти – они плетеные. Лапти плели из лыка. Лыко добывали и обрабатывали из липы. Я с интересом всегда рассматриваю старинные предметы быта.
-3 Коврик – тканый. Он выткан из разноцветных лоскутков и ниток.
Хозяюшка: Ребята, а теперь я приглашаю вас на посиделки.
(Дети садятся)
Воспитатель: Издавна, мордовский народ славился своим трудолюбием. А сколько народных умельцев было среди мордвы.
Посмотрите, сколько полезных и красивых предметов они изготовили.
Вот такую шкатулку они изготовили из бересты, (показывает) в которой хранились мелкие предметы и украшения.
Оглянитесь по сторонам, и вы найдете предметы, которые сделали мордовские умельцы.
Воспитатель: Мордовские умельцы сделали прялку. За прялкой женщины пряли пряжу. Потрогайте пряжу, какая она мягкая, нежная, теплая.
А это что такое? (Веретено)
Воспитатель: Женщины брали клок шерсти, понемногу вытягивали ее, скручивая, превращали в ниточку, а веретено в этом помогало и накручивало на себя шерстяную нить. Давайте попробуем попрясть.
Пальчиковая гимнастика «Веретено» :
«Ну-ка, братцы, за работу!»
Покажи свою охоту
Шерсти клок я возьму
И с друзьями попряду
И Машенька пряди
И Марфушенька пряди
И Дуняшенька пряди
И Катюшенька пряди
А Настюшенька ну, пожалуйста.
Воспитатель: Ступа – в ней толкли зерно, превращая ее в муку.
Из чего сделана ступа? (Из дерева)
Подойдите к ступе, достаньте до дна рукой, ступа какая? (Глубокая)
Представьте, как тяжело было мастерам выдалбливать такую глубину.
- Кувшин. Он сделан из глины. В кувшине хранили молоко. В таком оно долго не скисало.
- Вот сундук деревянный. В таком сундуке женщины хранили свое добро.
Воспитатель: И стоит, покрыт ковром
Сундук с хозяйским добром.
Хозяюшка: А в моем сундуке много добра. Там хранятся предметы, которые народные умельцы делали для детей.
(Девочка вытаскивает корзину с игрушками)
Воспитатель: Что это за игрушка?
Это деревянный конь. Сделана игрушка мастерами с Подлесной Тавлы. Игрушка деревянная, на ней вырезаны мордовские узоры.
Воспитатель: А это кукла. Вот с такими куклами играли дети в древние времена. В те времена не было кукол. И делали их из подручного материала: из куска ткани, из ложки и из чурочки. Куклу из куска ткани называли Берегиня. Берегиня в доме служила в качестве оберега. Она оберегала от плохого глаза, от злых людей. Берегиня дома делали из остатков ткани от ношенной одежды, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок. При изготовлении кукла не шьется, все детали скручиваются, приматываются, привязываются, но не пришиваются. В обереговых куклах не применялись колющие и режущие инструменты. Поэтому ткань для куклы не режется ножницами, а рвется. Кукле нельзя было рисовать лицо. Девочки с удовольствием играли в такие куклы.
Воспитатель: К нам еще одна гостья пришла на посиделки. Что за гостья к нам пришла?
Дети: Это Алдуня. (кукла)
Хозяюшка: Проходи, будь нашей гостьей.
Воспитатель: Ребята, в какой костюм одета Алдуня.
Дети: Она одета в мордовский костюм.
Воспитатель: Давайте покажем Алдуне, как мы умеем составлять мордовский узор, который вышит у нее на костюме. Наши ребята, Алдуня, тоже умеют составлять мордовские узоры.
Игра «Собери мордовский узор»
Воспитатель:
Загадки:
- Кто в избе рогат? (ухват)
- Черный конь скачет? (кочерга)
- Стоит толстячок, блестит бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)
- Он по горнице гуляет пыль, и мусор собирает (веник)
- Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)
- Кривая собака в печку глядит (кочерга)
- Никогда не ест, а только пьет да кипяток льет (самовар)
Воспитатель: Собирайся народ в наш веселый хоровод.
Издавна мордовский народ поклонялся солнцу, пел разные песни, заклички.
И мы попросим солнышко появиться и согреть наши пальчики
Пальчиковая гимнастика: «Чика листь» («Солнышко, появись»)
«Чикай, листь».
Чикай, листь, чикай, листь
Каждой сурнэнть– хлопают в ладоши. Тон эждик
Сурне! – показывают пальчики Вейке! – соединяют большие пальцы
Кафто! – соединяют указательные Колмо! – средние
Ниле! – безымянные Вете! – мизинцы
III. Итог занятия.
Воспитатель: Как мне понравились наши посиделки. Что же мы сегодня интересного узнали в гостях у хозяюшки.
Дети: Мы теперь знаем какими предметами пользовались и в какие игрушки играли наши прадедушки и прабабушки. Мы узнали о традициях и обычаях мордовского народа.
Воспитатель: Нам было весело и приятно погостить у тебя Хозяюшка. Пора нам и честь знать.
На дорожку блинов вам напекла. Доброго здоровья.
Вастомазонок.
Дети: Вастомазонок.