Ольга Собинова
«Молодой руководитель ДОУ». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Собинова О. А., заведующий МДОУ «Детский сад № 5»
г. Ярославль
Мой управленческий опыт пока составляет 3 года, поэтому можно сказать, что я молодой руководитель. Что значит «молодой руководитель»? Возраст и предыдущий опыт работы здесь ни при чем. Здесь важен опыт работы в данной должности и в данном саду. Трудно начинать работу в новом месте, с новыми задачами. Особенно тяжело прийти уже в сформированный коллектив. Возникает много вопросов, на которые нужно быстро искать ответ. Здесь поможет и теоретическая подготовка, и практика, как собственная, так и коллег руководителей.
Публикация «„Молодой руководитель ДОУ“, Опыт работы» размещена в разделах
Прежде всего остановимся на теоретических вопросах. Что же такое управление? На современном этапе существует множество характеристик управления. В научной литературе понятие управление трактуется со следующих позиций:
1. Управление как целеустремлённая деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития определенной системы.
2. Управление как воздействие одной системы на другую.
3. Управление - взаимодействие субъектов.
Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления - это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».
Принципы управления:
1. Лояльность к работающим.
2. Ответственность как обязательное условие успешного управления,
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу-вверх, сверху вниз, по горизонтали.
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.
9. Честность и доверие к людям.
10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.
11. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть.
12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
В своей работе важно выбрать стиль управления. Стиль управления — это совокупность методов, способов и приёмов воздействия руководителя на подчинённых для достижения целей организации. Он определяет характер взаимоотношений между руководителем и подчинёнными.
Существуют следующие стили управления:
Самая распространенная классификация Курта Левина:
1. Авторитарный (директивный) — руководитель единолично принимает решения, жестко контролирует их выполнение. Подчиненные лишены инициативы. Уместен в кризисных ситуациях, но подавляет инициативу. Формирует культуру конкуренции, конформизма.
2. Демократический — руководитель прислушивается к мнению подчиненных, делегирует полномочия. Подчиненные активно участвуют в принятии решений. Способствует вовлеченности сотрудников, но снижает оперативность.
3. Либеральный — руководитель предоставляет подчиненным полную свободу действий. Сам контроль минимален.
Выбор стиля управления зависит от стратегии, структуры организации, квалификации и опыта сотрудников, корпоративной культуры, размера и сложности задач, экономической ситуации. Важно учитывать сложившуюся ситуацию, но помнить, что авторитарный стиль меньше всего подходит для образовательной организации, образование процесс прежде всего творческий, подавление инициативы нежелательно скажется на коллективе, сократит идеи, желание сотрудников с детьми и для детей.
Содержание деятельности по управлению педагогическим коллективом в дошкольном учреждении предъявляет определенные требования к профессионально-деловым качествам заведующего. Руководитель должен владеть культурой руководства коллективом. Культура руководства - это умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя, умение понимать и делать практические выводы. В это понимание входит как личная культура, так и культура процесса управления. Большим авторитетом пользуется руководитель, умеющий быть больше и лучше других и при этом быть высококультурным, воспитанным и скромным человеком. Успех в руководстве людьми определяется не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, разносторонности, талантливости. Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе и его влияние на коллектив оказывается очень сильным. Заведующему необходимо воспитывать в себе вежливость, чуткость и внимательность к людям. Все эти качества укрепляют его положение среди сотрудников, делают уважаемым человеком. Все это помогает сделать работу в коллективе слаженной и успешной. Учитывая высокую квалификацию современного педагога, руководителю нельзя ограничиваться лишь неглубоким анализом его работы и распоряжениями по поводу проведения занятий и других режимных моментов. Его задача - вникнуть в содержание труда воспитателя, выявить его сильные и слабые стороны, помочь исправить недостатки, правильно осмыслить содержание программы, направить на совершенствование методики воспитательно-образовательногo процесса. Здесь особое значение приобретает, индивидуальный подход, умение понять каждого человека. Организаторские способности - необходимое качество для управленца, особенно дошкольным учреждением.
На основе вышеизложенного можно обозначить следующие основные советы для работы молодому руководителю.
1. Будьте открыты к диалогу и начинайте его первым. 99% успеха управленца — выстроенные горизонтальные и вертикальные коммуникации. Чтобы их выстраивать, надо знать, с кем ты работаешь : кто твои сотрудники. Присмотритесь, не делайте поспешных выводов. Но самое важное — создавать доверительную атмосферу, которая строится на взаимном уважении. Это можно сделать только на своем примере. Общение не начнется, пока вы не сделаете первый шаг. Для руководителя важно показать, что он готов к разговору на равных, прислушивается к советам, не выходит из себя, если у собеседника альтернативная точка зрения.
2. Уважайте своих сотрудников. Это базовое правило для всех руководителей. Неуважение и презрительное отношение демотивируют. Сложно работать, когда понимаешь: твоему руководителю плевать на твой опыт, мнение, достижения.
3. Заручитесь поддержкой. Необходимо найти сторонников, людей, которые поддерживают. Искать поддержку, особенно в первое время, можно и нужно. Причем, не только в своей команде, в своем саду, но и у других руководителей. Хорошо, если будет руководитель-наставник. Мне очень помог мой наставник и советом, и поддержкой.
4. Продолжайте учиться. Стремление к саморазвитию — важное качество всех современных работников и руководителей. Сделайте этот процесс непрерывным и вдохновляйте других своим примером. Человек, который постоянно работает над собой, точно заслуживает уважения. Хорошо закончить курсы для молодых руководителей, как вхождение в должность. На этих курсах можно узнать много полезного и спросить, что непонятно. Обучение даст основу для работы.
5. Развивайтесь как руководитель. Этот пункт логически вытекает из предыдущего. Молодому управленцу необходимо прокачивать свои лидерские качества, проходить тренинги для руководителей и, что гораздо сложнее, отрабатывать навыки на практике.
6. Не бойтесь ошибаться. Развитие связано с риском: можно попробовать что-то, и оно не сработает; можно предложить решение, и оно окажется ошибочным, но двигаясь постепенно, делая выводы и признавая свои просчеты, можно стать эффективным руководителем. Не принимайте решение слишком быстро, обдумайте, узнайте дополнительную информацию.
7. Просите дать обратную связь. Обратная связь — эффективный инструмент. Он помогает понять, как сотрудники оценивают работу руководителя и работу команды в целом. Конечно, конструктивным диалог может быть только, если отношения в коллективе демократичные и построены на взаимном уважении. В свою очередь, руководитель может дать обратную связь сотруднику и помочь ему по-новому взглянуть на задачи.
8. Создавайте команду. Объединяйте вокруг себя людей и ведите команду к цели. Смена руководителя часто деорганизует коллектив. Ваша задача — сделать из сотрудников единое целое. Только вместе вы сможете достигнуть результатов.
9. Будьте смелее, станьте лидером. Не путайте роли, вы — руководитель и отвечаете за результат всей команды. Важно оценивать себя в каждом моменте: а точно я поступаю здесь как лидер, или, возможно, впадаю в роль ребенка, который хочет угодить взрослому.
10. Мыслите позитивно. Будьте уверены всегда в своих силах и сохраняйте хорошее настроение. Депрессия руководителя магическим образом передается всей команде и демотивирует ее. Воспринимайте все, что происходит с вами, как опыт. В случае возникновения сложных ситуаций, вы можете обратиться к своим сотрудникам, экспертам или другим руководителям, которые наверняка уже сталкивались с такими задачами.
Нужно помнить, что дорогу осилит идущий. Смело идите вперед!
Список литературы.
1 «Управленческая деятельность заведующего ДОУ»
Автор: Рубцова О. А., заведующий МАДОУ детский сад №16 «Рябинка»
Интернет источники.
1.Cotraco Group, https://planfact.io/blog/posts/10-sovetov-molodomu-rukovoditelyu-kak-spravitsya-s-novoj-dolzhnostyu
2.https://www.seeneco.com/АвторОльга Литвинцева