Нургуль Крикунова
Творческий краткосрочный проект для воспитанников средней группы «Моя любимая игрушка»
Творческий краткосрочный проект для воспитанников
средней группы
«Моя любимая игрушка»
Подготовила:
Воспитатель : Крикунова Н. Д.
Возраст детей: 5 лет (средняя группа)
Сроки реализации: 1 апреля – 5 апреля 2019 г.
Проблема:
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети многие игрушки используют не по назначению, не умеют играть с ними.
Актуальность проблемы:
Публикация «Творческий краткосрочный проект для воспитанников средней группы „Моя любимая игрушка“» размещена в разделах
В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т. д. Тем самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.
Для дошкольников важнейшей составной частью образовательного пространства являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются или ломаются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Если малыш не знает, что делать с игрушками, то они ничего для него не будут значить.
Поэтому чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с миром взрослых они окажутся действительно востребованы. Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры, а главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности. Ведь главное качество игры – это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет, что некоторой части дошкольников бывает достаточно трудно.
Паспорт педагогического проекта
Вид проекта : творческий
Тип проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети и их родители.
Цель проекта :
Формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающими известные им жизненные ситуации.
Задачи:
. учить игровым действиям с игрушкой в соответствии с ее назначением, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей;
. обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки;
. развивать воображение, речь, общую моторику, координацию движений;
. формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
. создавать условия для развития творческих способностей воспитанников.
Предполагаемый результат:
• Умение переносить знакомые действия в игру.
• Умение составлять описательный рассказ об игрушке.
• Умение бережно обращаться с игрушкой.
. Знание художественных и музыкальных произведений, написанных об игрушках.
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
. Мониторинг знаний детей по теме и анкетирование родителей
. Определение цели, задач проекта
. Проектирование предметно – развивающей среды в группе
. Подбор методической и художественной литературы по теме
. Разработка мероприятий
Практический этап:
. Подборка консультаций, памяток, рекомендаций для родителей
. Совместные мероприятия с родителями и детьми
. Игровая, изобразительная деятельность, конструирование
. Беседы
. Организация двигательной деятельности
. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
Заключительный этап:
. Конкурс рисунков
«Моя любимая игрушка»
(совместное творчество детей и родителей)
. Развлечение «Любимые игрушки»
. Родительское собрание «Игра в жизни ребенка»
. Рефлексия
План – график реализации проекта
Подготовительный этап:
. Создание условий для реализации проекта, подбор литературы, информации для теоретической части проекта, материалов для изобразительной деятельности, разработка сценария итогового мероприятия
. Анкетирование родителей с целью определения их отношения к детской игре и выбору игрушек
. Опрос детей: «Что знаем о, что хотим узнать о?»
. Анализ полученной информации, корректировка содержания проекта с учетом полученных данных (и потребностей родителей)
Практический этап :
1. Познавательные беседы: цикл бесед по познавательному блоку: «Игрушки», «Как мы играем с игрушками», «История возникновения игрушки на Руси», «Современные игрушки»
Цель: познакомить детей с историей появления игрушки, как выглядели «первые» игрушки, из чего были изготовлены, как менялась игрушка с течением времени, из каких материалов теперь изготавливают игрушки.
2. Игровые ситуации: «В парикмахерской», «День рождения куклы Кати», «Мы строители», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «В магазине продуктов», «Приготовим обед», «Уложим куклу спать» Организация сюжетно – ролевой игры: «Магазин игрушек».
3. Художественное творчество
Лепка «Угощение для игрушек», рисование «Раскраски-игрушки», аппликация «Украсим кукле платье».
6. Видео просмотры: мультфильмы об игрушках : «Забытые игрушки», «Зай и Чик», «Машенькин концерт», «Розовая кукла», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик» и др. ; фильмы об игрушках «Щелкунчик», «Дети в стране игрушек», «Приключения Буратино или Золотой ключик».
7. Выставки: фотовыставка: «Игрушки народов мира», выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка, выставка репродукций картин «Игрушки глазами художников».
8. Дидактические игры: «Назови игрушку», «Кто скорее соберет игрушки», «Найди пару», «Что из чего сделано», «Найди половинку», «Познакомим Мишку с игрушками», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино», собери игрушку из пазлов.
9. Подвижные игры «Прокати игрушку», «Мой веселый звонкий мяч»
Танец с игрушками
10. Подбор, чтение и заучивание художественных произведений: разучивание стихотворений об игрушках А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»; Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Н. Матвеева «Я леплю из пластилина», Е. Благинина «Лодочки»;
разгадывание загадок об игрушках.
11. Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского («Деревянные солдатики», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Болезнь куклы», А. Гречанинова, Г. Свиридова «Альбом пьес для детей. Музыкальный ящик», А. Лядова «Музыкальная табакерка», пьеса для фортепиано «Куколки», Д. Шестаковича «Шарманка» и «Танцы кукол», К. Дебюсси «Ящик с игрушками».
12. Инсценирование мини-сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик»
III. Работа с родителями
1. Консультация «Игра и игрушка – это серьезно».
2. Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка».
Заключительный этап
Итоговое мероприятие: развлечение «Любимые игрушки»
. Подведение итогов проекта
В результате реализации проекта :
. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
. Дети научились:
- переносить знакомые действия в игру.
- составлять описательный рассказ об игрушке.
Дети познакомились с художественными и музыкальными произведениями, написанными об игрушках.
У детей стало более сформировано эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Родители получили важную информацию о значении игр и игрушек в жизни своих детей, принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально-игровую).
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители – дети.
Я удовлетворена проведенной работой и достигнутыми результатами проекта.
Список литературы:
1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.
2. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. – 82 –85 с.
3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979. – 27–36 с.
4. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. – 20–24 с.
5. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение» 1989.
6. Игра дошкольника. Абрамян Л. А. Антонова Т. В. Артемова Л. В. М. : Просвещение, 1989. – 286 с. : ил.