Юлия Санникова
Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык, учатся слушать сказки, рассказы, стихи,устный фольклор народа саха следить за развитием действия, обучаются связной речи.
Публикация «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Связная речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству.
На сегодняшний день взаимодействие дошкольников со сверстниками на занятиях изучены недостаточно полно, особенно в среднем возрасте. В настоящее время применение приемов моделирования воспитателями в работе с детьми среднего дошкольного возраста остается наименее изученной в теории и не достаточно представлена в практике формирования навыков связной речи.
Моделирование – наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обогащенный образ существующих свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным,
Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной
и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. В процессе общественно-исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов, цвета, овладение которыми облегчает ребенку ориентироваться в окружающем мире. Эти основные формы, цвета и другие свойства предметов выступают как эталоны, образцы. Важным средством познания является моделирование, т. е. использование детьми разного рода условных заместителей.
Можно предположить, что овладение детьми моделированием как методом познания выступит в качестве одного из основных способов формирования научно-теоретического, понятийного мышления. Это объясняется тем, что модель любого вида имеет двойное значение: с одной стороны, это форма научной абстракции особого рода, в котором выделены существенные отношения объекта, с другой стороны эти отношения закреплены в наглядно воспринимаемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов. Одно из проявлений творчества при рассказывании – умение образно
и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего это отношение выражается в общем суждении (красивый – не красивый).Особая сложность детей при составлении описательного рассказа – определение последовательности (плана) воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае воспитатель использует модель, предметную, предметно-схематичную или схематичную. При помощи предметных моделей формируется умение воспроизвести представления об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется его взаимосвязь. Предметная и предметно-схематичная модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с набором моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети будут подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели. В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень развития предполагает своеобразное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним. Как же развивается связная речь? При помощи каких средств? На наш взгляд, используя модели. Основу описательного рассказа о явлениях природы, и животных, растениях на родном якутском языке составляют конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассмотрения предметов на занятиях, в повседневной жизни. Однако, чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям:
чтобы научились осознанно и самостоятельно обследовать объект, с тем, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию.
использовать сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение).
анализировать наблюдаемый объект, установить простые связи между строением органа и его функций, между особенностями его внешнего вида и условиями обитания.
Как показали психологические исследования, основным средством решения задач у дошкольников является пространственная модель. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Моделирование как знаково-символическое действие можно рассматривать в качестве одной из форм проявления моделирования как механизма развития воображения. Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, таблицы, выявлять объективные связи между предметами или частями предмета, обобщая свой познавательный опыт. При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О. М. Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Ее содержание делят на логически завершенные части, каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картину (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку, показывают ее на фланеграфе и тому прочее. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательными действиями, со способностью и замещению предметов посредством условных знаков и символов. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. Различают 3 типа таких действий, действия замещения, делящие мир позамещаемое и заместителей. В простом варианте они доступны уже трехлетним детям, где в качестве заместителей выступают не реальные предметы, а условные обозначения: кружки, квадраты, полоски различных цветов и размеров.
В младшем возрасте замещение в основном осуществляется по внешним признакам. Заместители соответствуют либо цвету замещаемого (вместо лисы – оранжевый кружок, вместо волка – серый, либо размеру (в сказке «Три медведя» Михаил Потапыч замещается самым большим кружком, Настасья Филипповна кружком поменьше, а Мишутка – маленьким. А в якутской сказке «Джэрэкээн о5олор» девочка замещается красным треугольником, а мальчика синим треугольником, «Алаа-мо5ус» (чудовище) замещается большим, черным квадратом. В структуру наглядного моделирования входит также 2 типа действий – использование самих моделей. В этом случае модель дает взрослый в готовом виде, а задача ребенка с ее помощью решить познавательную задачу. Для этого за каждым элементом модели видеть ту действительность, которую он замещает, уметь сопоставить отношения между заместителями с отношениями между реальными предметами. Для ребенка дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение опираются, прежде всего, на наглядное представление ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств. Поэтому основное в образовании дошкольника – это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели. Для обеспечения процесса развития связной речи использованы наглядные модели (планы, схемы, знаки-символы). Они помогают более глубокому пониманию, систематизации и обобщению знаний. А также очень хорошо развивают у ребенка творческие способности, логическое мышление и воображение. Эмоционально-личностный контакт проявляется, прежде всего, в сказке, так как она один из наиболее доступных жанров художественной литературы для детей дошкольного возраста. Например: проведено занятие «Любимая сказка».
Цель: развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить детей подбирать нужные фигуры для замещения. Развивать умение пользоваться моделью при драматизации.
Материалы: элементы костюмов к сказке: репка, набор геометрических фигур.
Ход занятия. Дети сидят на ковре. Воспитатель читает сказку «репка». по ходу действия выходят дети, берут изображение фигуры деда, бабки, внучки и т. д. Встают друг за другом. Воспитатель задает вопросы:
- Что посадил дед? (Репку). Репка у нас какая? (Большая, желтая, круглая). Берем большой
желтый круг).
- Дед какой? (Старый, с бородой). Берем коричневый прямоугольник.
- Бабка какая? (Старенькая, у нее голубое платье). Берем голубой прямоугольник, поменьше.
- Внучка какая? (Она девочка, маленькая, у нее красное платье). Берем красный треугольник.
- Собака Жучка. Берем черный квадрат. Кошка Муська. Берем оранжевый овал.
Мышка – серенький, берем маленький серенький кружочек.
- Домик у нее какой? Большой красивый. Поэтому берем фиолетовый большой треугольник. Будем играть сказку «Репка».
В конце занятия проводится подвижная игра «Птицы и кошка» или «Птицы в огороде».
Физминутка. Под музыку дети имитируют движение кошки, мышки, собачки, девочки, дедушки, бабушки. Затем идет игра-драматизация. Дети по ролям показывают сказку.
Анализ занятия. При чтении сказки показывались иллюстрации из книжки. Дети знают эту сказку и без затруднения активно участвовали. При игре-драматизации использовали модели показывающие последовательность сюжетов сказки. Это помогло детям правильно и последовательно пересказывать, играть сказку. Проведенные занятия заинтересовали детей. Использовались новые и интересные наглядные модели, схемы, карты. А также работа с подгруппами помогла неактивным детям преодолеть застенчивость, неуверенность. И вне занятий дети с увлечением использовали разные игрушки, кубики, фигуры во время игр. А так же дети показали свои способности по рисованию, лепке, аппликации. Мы убедились в том, что у кого хорошо развито мышление, воображение и речь, тот активен, способен во всем. В итоге наблюдая за детьми, мы пришли к такому выводу, что метод моделирования через занятия, является эффективным, вспомогательным методом для развития речи у детей средней группы. Для того чтобы выявить эффективность моделирования, мы организовали в группе развивающую среду, где ребенок имеет право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Для этого, комната преобразуется в разнообразные уголки и центры. Созданы уголки театральной деятельности, где ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты, заместители для игр - драматизаций и режиссерских игр. Педагогический процесс развития связной речи посредством наглядного моделирования может осуществляться более эффективно, если:
реализовать организационно-педагогические условия, способствующие развитию навыков рассказывания детьми.
если осуществить диагностику сформированности умения поддерживать и завершать диалог.
создать эмоциональные условия для проведения занятий по развитию речи с учетом индивидуальных особенностей, навыков рассказывания детей младшего школьного возраста.
эффективно использовать метод моделирования на занятиях по развитию речи и вне занятий. Для формирования связной речи следует применять игры для занятий по развитию речи, чтобы развить разговорную речь, добиться у детей разговорных высказываний, плавного перехода в речи. Использовать метод моделирования.