Сатирская Наталья Валерьевна
Возможности элементарного музицирования в инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
«Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том,
что тебя разъединяет с ним».
Л. Н. Толстой
Важным элементом работы воспитателей и педагогов является создание условий для всестороннего развития и получения образования воспитанниками. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране.
Публикация «Возможности элементарного музицирования в инклюзивном образовании» размещена в разделах
В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями, не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими воспитанниками, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования. В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой и т. д.) и ему необходимы контакты в детском коллективе, а особенно ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.
Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Замечено, что с каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в школу с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, слабыми психическими процессами.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. А иногда и элементарного образования, хотя ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
Главное принятие родителями себя и своих детей такими, какие они есть.
Главной своей целью мы видим – сохранение психологического здоровья детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога – социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача – обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- создать условия для интегрированного включения детей в образовательную среду, социум;
- отработать модель социально-психологической адаптации детей-инвалидов к воспитательно-образовательной среде.
- разработать нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс.
- воспитывать толерантное отношение здоровых детей и их родителей к «особенным» детям.
При выполнении поставленных задач повышается профессиональная компетентность в области воспитания и обучения детей с особенностями поведения и развития. Помочь таким детям могут не только узкие специалисты, но и воспитатели групп, музыкальные руководители дошкольных учреждений.
В нашей практике был опыт воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Родители девочки не оформляли ей инвалидность, но у девочки было тяжелое ДЦП и задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Поэтому мама была для ребенка тьютором при посещении ДОУ. Встал вопрос: «Что делать?». Как помочь ребенку социализироваться в коллективе детей с сохранным интеллектом. Скажем сразу, без специальной подготовки педагогов было трудно. Мы очень много беседовали с детьми, рассказывали о том, что среди нас живут люди с ограниченными возможностями. Создавали игровые ситуации и вместе искали пути выхода из них. Главное правило не жалость к ним, а принятие их в нашем коллективе. Постепенно дети привыкли к тому, что девочка приходит в группу с мамой, бежали, приветствовали её. А она внимательно слушала голоса детей и взрослых и называла имена, затем давала руку, здоровалась. Восторг был с обеих сторон. Маленькими шажками мы совместно двигались вперед. Девочки брали ее в сюжетные игры, помогали ей передвигаться, одеваться. Иногда мы просили маму дать возможность детям самостоятельно помочь ей. Когда девочка уставала, ее переключали на другие виды деятельности (занятия на тренажерах). Дети с нормой прошли так называемую «азбуку нравственной культуры», овладевая которой они постигали сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Воспитательный процесс, строился таким образом, что в нем предусматривались ситуации, в которых ребёнок ставился перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для детей всех возрастов были представлены или выглядели не как обучающие, или контролирующие, а как совершенно естесственные, иначе их воспитательное значение могло быть сведено на нет
Первые шаги в образовательной деятельности девочка начала делать на музыкальных занятиях: посещала их с удовольствием, подпевала, играла на доступных музыкальных инструментах (маракас, колокольчик). Используя методику элементарного музицирования на занятиях музыкой, наблюдалась положительная динамика в развитии ребенка.
Музыкальные занятия оказывали на нее значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими видами деятельности. Не случайно по требованиям Сан Пи Нов музыкальные занятия, изобразительного искусства, физической культуры планируются в режиме дня последними. Арттерапевтические примы, применяемые на музыкальных занятиях по элементарному музицированию, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира. Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества. Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.
Такой «педагогикой» и стало для нас «элементарное музицирование» - система музыкального воспитания детей, которая основывается на педагогику Карла Орфа, основными принципами которой являются : уважительное отношение к личности ребенка; с ребенком, а не над ребенком; дети сами участники, а не сторонние наблюдатели или слушатели,.
Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Речевые упражнения, ритмодекламации и мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.
Музыкальное движение мы рассматриваем как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти. Считаем, что для ребёнка необходимо музыкальное движение, так как оно развивает и укрепляет весь детский организм - укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, дыхательные процессы, развивает мускулатуру. Видим, что сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе. Деятельность педагога строится в соответствие с принципами «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци).
Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
1. Литература
2. Иванова Т. Е. Семейные родительские клубы в детском саду. Методическое пособие. М. : Т. Ц. Сфера, 2012.
3. Коломийченко Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2013.
4. Организация специальных образовательных условий для детей ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : Методические рекомендации / Отв. ред. С. В. Алехи) — М. : МГППУ, 2012.
5. Педагогическое взаимодействие в детском саду/ Под ред. Н. В. Микляевой. М., 2013.
6. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М. : АРКТИ, 2007.
7. Акатов Л. И. социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Издательство: Сфера, 2007. – 96-с.
8. Закон "О социальной защите инвалидов", Указ президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности.
9. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761