Елена Федянина
Мини-музей как средство ознакомления с народными промыслами рязанского края
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это
составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины
малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Детство – это пора
интенсивного становления ребенка как личности. В этом периоде закладываются основы его мировоззрения, отношения к окружающему миру. Ребенок дошкольник еще не разбирается в политических, социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, знать ее историю.
Публикация «Мини-музей как средство ознакомления с народными промыслами рязанского края» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика, область, край. Список городов
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Оптимальным решением построения целостного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика является помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, помогает заложить нравственные основы, которые делают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учат их правилам общения и умению жить среди людей.
Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без
определённых знаний о нём. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются наиболее доступными средствами формирования
положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к
разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным создание
такой системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала
развитию познавательного интереса детей к знаниям о родном крае, чувство
гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию
чувства патриотизма и любви к малой родине. Оформляя выставки в «мини-музее» подбираются наиболее яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес эпизоды. Экспонаты должны быть доступны детям, ведь чем больше органов чувств задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится. Важная особенность музейных элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Принося из дома экспонаты, дети чувствуют свою причастность к мини-музею. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Можно сделать вывод о том, что создание мини-музея является одной из актуальных форм осуществления воспитательной деятельности, а ее цель – приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края посредством «музейной педагогики».
Цель: знакомить детей с народными промыслами Рязанской области
с помощью музейной педагогики, организовать «мини-музей» в группе.
Задачи:
1) формирование у дошкольников представлений о музее.
2) развитие у детей интереса к истории родного края, обычаям и традициям;
3) обогащение предметно-развивающей среды.
4) содействие повышению активности родителей как социальных партнеров в воспитании у ребенка любви к родному краю.
Формы работы с детьми: занятия, беседы; экскурсии, наблюдения,
чтение художественной литературы, взаимодействие с предметной средой музея и друг с другом.
Формы работы с родителями: организация фотовыставок, экскурсии в музеи города, консультации.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.
Приемы работы: показ, разъяснение, объяснение, рассказ.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка с музейным объектом содействует проявлению разных чувств, восприятию образов и формированию индивидуальных представлений. Нахождение ребенка в музейной среде интересное и полезное занятие, это расширяет кругозор детей, обеспечивает развитие познавательных интересов и потребностей, духовно- нравственного становления. При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников использую следующие принципы: доступности, систематичности, воспитывающего обучения, последовательности, наглядности, активности.
Ожидаемые результаты:
- Дети будут знать народные промыслы родного края :
скопинская керамика, касимовская роспись, михайловское кружево, лозоплетение, вышивка рязанского края.
- Дети смогут рассказать о достопримечательностях родного города:
музей «ВДВ», центр народного творчества, площадь Победы, площадь Театральная, Соборная площадь, главная достопримечательность Рязани – Кремль.
Семьи примут активное участие в сборе экспонатов для мини - музея.
Программа рассчитана на детей 5-6лет. Количество детей – 10 человек.
В год проводится 8 занятий.
Возраст детей Продолжит.
занятия Периодичность в месяц Кол-во часов в месяц
5-6 лет 25 мин. 1 раз 25 мин
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. В работе используются различные методы и приемы. Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток и др. наглядных пособий). Словесный метод (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения). Проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Работа с родителями
- Анкетирование «Как вы относитесь к музею?»
– Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
– Консультация для родителей: «Рязанские народные промыслы»
– Папка-передвижка: «Я иду в музей»
– Консультация для родителей: «Музей в жизни ребенка».
– Памятка: «Я иду в музей»
– Помощь родителей в создании мини-музея
Список литературы
1. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников (Старшая группа) : Пособие для воспитателя ДОУ
/ Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
– 104 с.
2. Иванова Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа: Пособие для воспитателя ДОУ/Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
3. Клиентов А. Е. Народные промыслы. / Л. Жукова. – М. : «Белый город», 2013.-47с.
4. Крижавских М. Ю. Музей как центр дополнительного образования. // Литературный квартал. – Екатеринбург, 2008. – №13.
5. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 38-42.
Перспективный план работы
Дата Тема Программное содержание Участие родителей
Октябрь
ООД -«Скопинская керамика» Организовать познавательную деятельность детей направленную на получение знаний о скопинской керамике.
Создавать условия для формирования уважительного отношения к изготовлению предметов народного промысла. Сбор материала для мини-музея
Ноябрь ООД - «Знакомство детей с касимовской росписью».
Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах касимовской росписи.
Учить детей находить и выделять элементы касимовской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т. д.) особенности красок. Изготовление совместно с детьми работ на заданную тему.
Декабрь ООД - «Знакомство с Михайловским кружевом». Создать условия для деятельности детей по овладению знаниями о народных промыслах (Михайловским кружевом, их использовании в жизни. Сбор материала для мини-музея
Январь Презентация - «Лозоплетение». Проследить этапы изготовления предметов из лозы;
узнать, какое значение имеет сохранение народных промыслов на развитие культурной жизни русского народа Сбор материала для мини-музея
Февраль Экскурсия в музей «ВДВ» Формирования у детей патриотизма. Знакомство с новыми экспозициями. Сопровождение в музей, посещение музея.
Март Чтение Х/л «Вышивка Рязанского края» Вызвать у детей желание узнать историю возникновения вышивки, ее эволюцию от древности до наших дней. Развивать умение анализировать и сравнивать. Воспитывать бережное отношение к предметам быта. Чтение детям произведений о предметах старины.
Апрель Презентация - «Народные промыслы родного края» Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Познакомить с новыми видами промыслов. Сбор материала для мини-музея
Май ООД - «Рассказ о земле Рязанской». Обобщить и конкретизировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Создание мини-музея : «Промыслы Рязанского края».