Людмила Борздыко
Методы воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Метод – это путь достижения поставленной цели.
В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Публикация «Методы воспитания детей» размещена в разделах
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы воспитателя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве.
К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др., а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т. п.).
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм.
С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания.
Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания;
Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими дошкольниками;
Есть методы работы в каких-то специфических условиях;
Есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
-влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
-влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.