Приложение МААМ

Методика организации музыкальной деятельности с детьми раннего возраста

Светлана Бянкина
Методика организации музыкальной деятельности с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Методика организации музыкальной деятельности с детьми раннего возраста»

Музыка для детей раннего возраста - это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой первичный творческий потенциал.

Темочки:

В первой группе раннего возраста большое значение придаётся слушанию музыки. У ребёнка, только что поступившего в детский сад, недостаточно развито слуховое внимание. Зачастую он не имеет навыка слушания музыки, поэтому его важно заинтересовать, привлечь внимание звучанием музыки не только в вокальном исполнении, но и в исполнении различных музыкальных инструментов.

Маленькие дети отзывчивы на музыку, ее настроение. Они с радостью слушают веселую пьесу, притихают, когда звучит спокойная, нежная песня. Дети легко различают двухчастную контрастную пьесу. При этом у них возникает желание подпевать, реагируя на музыку движением (помахивают ручками, притопывают ножками, пританцовывают).

Формируя музыкальные представления детей, педагог стремится к тому, чтобы они запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.

Особенности репертуара.

Выполнению поставленных задач способствует программный репертуар.

В первой младшей группе он составлен из контрастных по характеру произведений («Ах, вы, сени» - русская народная плясовая и спокойная колыбельная «Танечка, баю-бай» В. Агафонникова, «Лошадка» М. Раухвергера и т. д., несложных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы, без особой динамики их развития. Короткие фортепианные вступления и заключения постепенно подводят детей к слушанию в дальнейшем небольших инструментальных пьес («В лесу» Е. Тиличеевой, «Машина» Т. Попатенко).

Методические приемы.

Основой методики организации слушания музыки является выразительное исполнение музыкального произведения, теплота и задушевность интонаций голоса педагога, передающего его отношение к художественному образу.

Вместе с тем в работе с трехлетними детьми необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, в частности показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью применяются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется содержание того или иного произведения.

Подпевание и пение является наиболее сложной формой музыкальной активности детей второго года жизни, но, тем не менее, дети способны подпевать песни с определё нными повторяющимися слогами: «Бай-бай, Ля-ля-ля», «Да-да-да».

Задачи по обучению пения в первой младшей группе:

1. Развивать певческие интонации;

2. Подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю;

3. Привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению

Чтобы дети были активны в пении, необходимо, чтобы песенный материал имел доступное сюжетное содержание и простую привлекательную мелодию. Слова песни должны быть не только понятными, но и лёгкими для произношения. В песне должны быть повторяющиеся лёгкие отрезки мелодии с простыми словами, или слогами. Песен, предназначенных для подпевания и пения должно быть немного - 3-4, чтобы можно было их чаще повторять, иначе дети не запоминают слов, а это тормозит развитие умения петь. Детей, которые пока что не поют, но вместе со всеми шевелят губами, надо хвалить и поощрять. Например, пригласить не поющих детей «помочь» в пении. И если даже вызванный помощник, стоя возле музыкального руководителя, всё также беззвучно шевелит губами, нужно поблагодарить его за помощь. Результатом такого поощрения является заметное увеличение желающих петь.

Методика разучивания песни :

На втором и третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться – певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но, в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремится к правильному интонированию им отдельных мотивов. Петь надо не громко. Избегать преувеличение артикуляции. Интонацией подчеркивается содержание песни, характер. Тексты песен должны быть простые и много повторений, тогда дети будут имеет возможность подпевать.

Прилетайте птички к нам, к нам, к нам.

Зернышек я птичкам дам, дам, дам.

Формируя певческое звучание, педагог следит, что бы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне (ре – ми - ля первой октавы).

Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысл. Необходимо объяснить значение отдельных, непонятных слов, научить правильному произношению. Детям в этом возрасте трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся, педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.

Ребенок первой младшей группы к концу года может петь не сложные песни вместе со взрослым. Песня разучивается на протяжении 6 – 8 занятий.

Существует 3 этапа разучивания песни:

1 этап – ознакомление с песней. Целью первого этапа обучения: заинтересовать детей, раскрыть идейное содержание музыкального произведения. На первый этап отводится 2 занятия.

2 этап – разучивание песни. На этом происходит основная работа по обучению детей певческим умениям, работа над вокально - хоровыми навыками. Отводится 3 – 4 занятия.

3 этап – закрепление песни. На третьем этапе происходит работа над качеством исполнения песни, над воссозданием художественного образа песни, над её эмоционально – выразительным исполнением. На третий этап отводится 2 – 3 занятия.

В младших группах на первом этапе разучивания используются беседы, знакомящие детей с содержанием песни, обращающие внимание на художественный образ. Чтобы детям было интересней разучивать песню, вносим игрушку как наглядный пример. После первого прослушивания детям задаются вопросы: какая музыка по настроению, о чём или о ком в ней поётся, и т. д. И песня исполняется музыкальным руководителем ещё раз.

На втором этапе в процессе разучивания песни ведётся работа по развитию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту звучания. Здесь можно использовать игровой приё м: большой паровоз гудит низко, а маленький высоко. Использовать жесты, чтобы дети вовремя вступали на пение.

На третьем этапе проверяем, как дети усвоили песню: мелодию и текст. Дети поют песню с аккомпанементом.

Далее переходим к методике обучения музыкально-ритмическим движениям.

Основная задача - развитие первоначальных проявлений ритмичности, освоение детьми начальных игровых и плясовых движений. Для этого внимание малышей привлекается к тому, что играть и плясать следует под музыку, а с ее окончанием, прекращать движение. Например: вырабатывая элементарную ритмичность, педагог приглашает детей пройтись вместе с ним под музыку («стайкой», похлопать в ладоши, позвенеть погремушкой, а для освоения некоторых движений под музыку, педагог предлагает ходить, выполнять несложные игровые действия (птичка прилетела, улетела, пальчики пляшут, пальчики спрятались и т. д., повторять плясовые движения за воспитателем (притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, стоя слегка пружинить ногами, покачиваться с ноги на ногу). Помимо этого, намечаются игры, пляски, упражнения, т. е. подбирается определенный репертуар.

Освоению навыков музыкально - ритмических движений для детей раннего возраста помогает соответствующий репертуар. Например, слушая марш Е. Тиличеевой «Вот как, мы умеем», дети продолжают учиться ходить под музыку, а под веселую русскую народную мелодию «Ах, вы, сени» осваивают плясовые движения: притопывают ногой, хлопают в ладоши, поворачивают кисти рук. Развивать чувство ритма, слышать смену двух частей пьесы, развивать умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. Игры и пляски для малышей строятся на сопоставлении музыки контрастного характера например, в пляске «Ай-да» (на первую часть музыки дети покачиваются с ноги на ногу, на вторую часть музыки - весело топают ногами).

Для разучивания игр, плясок, упражнений с детьми раннего возраста включает : подражание показу взрослого, совместные с ним действия. Музыкальный руководитель сопровождает показ короткими указаниями, одобряет удачные действия детей, помогает тем, кто затрудняется действовать без показа. Выучив несложное движение, некоторые дети могут выполнить его самостоятельно.

Вопрос: Давайте коллеги вспомним, какие основные методы музыкального воспитания используются на организованной деятельности (либо на занятии) с детьми раннего возраста?

Ответ: наглядный (это игрушка, кукольный театр, словестный (это потешки, прибаутки,

практический (показ педагогом, музыкальным руководителем, исполнительских приемов в музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах)

Например, самый главный метод это наглядный, когда в гости к детям приходит «мишка», который «смотрит», как малыши двигаются, «танцует» с ними и для них. Далее практический, где используются игровые действия с предметами: дети под музыку вместе с педагогом машут флажками, маршируют с ними, звенят погремушками, прячут и находят их, танцуют с платочками. Разучивая пляску, педагог исполняет ее (один-два раза) и приглашает желающих поплясать с ним, наиболее активных побуждает двигаться самостоятельно.

Показывая игру, педагог сразу предлагает детям в ней поучаствовать. Например, в игре «Прятки», когда исполняется первая спокойная часть музыки, он говорит: «Спрятались детки, сидят тихо-тихо, не могу их найти» (ребята в это время сидят на стульях). С началом второй подвижной части музыки воспитатель «находит» детей, зовет: «Идите со мной плясать!». У детей появляются излюбленные плясовые движения, которыми они сразу же откликаются на плясовую мелодию, повторяя движения за педагогам.

Вопрос: Перечислите пожалуйста, простые движения пляски детей раннего возраста? ответ: дети пружинят на месте, топают одной ногой, кружатся на месте, могут покачиваться и переступать на месте самостоятельно и при поддержке взрослого за обе руки, самостоятельно поворачивать кисти рук разведенных в стороны и согнутых в локтях (фонарики). Малыши с удовольствием пляшут самостоятельно и в паре со взрослым, а другим детям доставляет радость наблюдать за такой пляской.

К концу года дети раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера. На музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия педагога.

Знакомство с музыкальными инструментами начинается с группы раннего возраста. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, погремушка и колокольчик, привлекает внимание малышей к различной окраске звучания). Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать малышам в занимательной игровой форме. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными). Далее применяются игры, направленные на развитие различных музыкальных способностей, доступные и эмоционально привлекательные для малышей например: «Дождик большой и маленький» «Мишка с куклой звонко топают». Игра на детских музыкальных инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную сферу ребенка.

Чтобы маленьким слушателям было интересно, мимика и речь музыкального руководителя должны быть выразительными, как и сама исполняемая музыка. На занятиях стараемся создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. Например: в гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу, дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.

Сейчас я вам хочу предложить кроссворд «Музыкальные инструменты». Если вы впишете в горизонтальные ряды названия семи музыкальных инструментов, можно будет прочесть в вертикальном ряду название русского народного музыкального инструмента. Подсказка: в названии большинства этих инструментов имеется буква «а».

1. Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно, ударяя в него или потряхивая им.

2. Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть.

3. Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок-групп?

4. Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком.

5. Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны.

6. Струнный инструмент, который называют «душой оркестра».

7. Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать.

Б У Б Е Н

П И А Н И Н О

Л

Г И Т А Р А

Ф Л Е Й Т А

К О Н Т Р А Б А С

Й

С К Р И П К А

Б А Р А Б А Н

Но хочется вернуться и отметить на сколько важно развивать в детях музыкальные способности уже начиная с раннего возраста. Музыка помогает раскрыться, тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше, влияет на развитие личности ребенка. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Перспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на декабрьПерспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на декабрь Рисование восковыми камешками «Клубочки для котят» Цель. Учить рисовать фломастерами клубочки (ставим точку и накручиваем вокруг нее ниточки).

Перспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на мартПерспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на март Лепка «Ягодка – малинка для мишки» Цель. Учить разминать пластилин. Закрепить умение скатывать шарики и расплющивать их пальчиком, собирая.

Перспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на ноябрьПерспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на ноябрь Перспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на ноябрь Лепка «Украсим фартучки» Цель. Формировать.

Перспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на октябрьПерспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на октябрь Перспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на ОКТЯБРЬ Лепка - печать «Картинки на тесте».

Пособие для театральной, досуговой деятельности с детьми раннего возраста «Платковая кукла»Пособие для театральной, досуговой деятельности с детьми раннего возраста «Платковая кукла» Пособие для театральной, досуговой деятельности с детьми раннего возраста. "Платковая кукла" Цель: Прививать интерес детей к театрализованной.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации музыкальной деятельности с детьми раннего возраста
Опубликовано: 6 февраля 2021 в 17:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика организации музыкальной деятельности с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бянкина (УИ 59461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД