Светлана Бянкина
Методика организации музыкальной деятельности с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Методика организации музыкальной деятельности с детьми раннего возраста»
Музыка для детей раннего возраста - это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой первичный творческий потенциал.
Темочки:
- Младшая группа
- Музыкальное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
В первой группе раннего возраста большое значение придаётся слушанию музыки. У ребёнка, только что поступившего в детский сад, недостаточно развито слуховое внимание. Зачастую он не имеет навыка слушания музыки, поэтому его важно заинтересовать, привлечь внимание звучанием музыки не только в вокальном исполнении, но и в исполнении различных музыкальных инструментов.
Маленькие дети отзывчивы на музыку, ее настроение. Они с радостью слушают веселую пьесу, притихают, когда звучит спокойная, нежная песня. Дети легко различают двухчастную контрастную пьесу. При этом у них возникает желание подпевать, реагируя на музыку движением (помахивают ручками, притопывают ножками, пританцовывают).
Формируя музыкальные представления детей, педагог стремится к тому, чтобы они запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.
Особенности репертуара.
Выполнению поставленных задач способствует программный репертуар.
В первой младшей группе он составлен из контрастных по характеру произведений («Ах, вы, сени» - русская народная плясовая и спокойная колыбельная «Танечка, баю-бай» В. Агафонникова, «Лошадка» М. Раухвергера и т. д., несложных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы, без особой динамики их развития. Короткие фортепианные вступления и заключения постепенно подводят детей к слушанию в дальнейшем небольших инструментальных пьес («В лесу» Е. Тиличеевой, «Машина» Т. Попатенко).
Методические приемы.
Основой методики организации слушания музыки является выразительное исполнение музыкального произведения, теплота и задушевность интонаций голоса педагога, передающего его отношение к художественному образу.
Вместе с тем в работе с трехлетними детьми необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, в частности показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью применяются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется содержание того или иного произведения.
Подпевание и пение является наиболее сложной формой музыкальной активности детей второго года жизни, но, тем не менее, дети способны подпевать песни с определё нными повторяющимися слогами: «Бай-бай, Ля-ля-ля», «Да-да-да».
Задачи по обучению пения в первой младшей группе:
1. Развивать певческие интонации;
2. Подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю;
3. Привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению
Чтобы дети были активны в пении, необходимо, чтобы песенный материал имел доступное сюжетное содержание и простую привлекательную мелодию. Слова песни должны быть не только понятными, но и лёгкими для произношения. В песне должны быть повторяющиеся лёгкие отрезки мелодии с простыми словами, или слогами. Песен, предназначенных для подпевания и пения должно быть немного - 3-4, чтобы можно было их чаще повторять, иначе дети не запоминают слов, а это тормозит развитие умения петь. Детей, которые пока что не поют, но вместе со всеми шевелят губами, надо хвалить и поощрять. Например, пригласить не поющих детей «помочь» в пении. И если даже вызванный помощник, стоя возле музыкального руководителя, всё также беззвучно шевелит губами, нужно поблагодарить его за помощь. Результатом такого поощрения является заметное увеличение желающих петь.
Методика разучивания песни :
На втором и третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться – певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но, в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремится к правильному интонированию им отдельных мотивов. Петь надо не громко. Избегать преувеличение артикуляции. Интонацией подчеркивается содержание песни, характер. Тексты песен должны быть простые и много повторений, тогда дети будут имеет возможность подпевать.
Прилетайте птички к нам, к нам, к нам.
Зернышек я птичкам дам, дам, дам.
Формируя певческое звучание, педагог следит, что бы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне (ре – ми - ля первой октавы).
Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысл. Необходимо объяснить значение отдельных, непонятных слов, научить правильному произношению. Детям в этом возрасте трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся, педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь не сложные песни вместе со взрослым. Песня разучивается на протяжении 6 – 8 занятий.
Существует 3 этапа разучивания песни:
1 этап – ознакомление с песней. Целью первого этапа обучения: заинтересовать детей, раскрыть идейное содержание музыкального произведения. На первый этап отводится 2 занятия.
2 этап – разучивание песни. На этом происходит основная работа по обучению детей певческим умениям, работа над вокально - хоровыми навыками. Отводится 3 – 4 занятия.
3 этап – закрепление песни. На третьем этапе происходит работа над качеством исполнения песни, над воссозданием художественного образа песни, над её эмоционально – выразительным исполнением. На третий этап отводится 2 – 3 занятия.
В младших группах на первом этапе разучивания используются беседы, знакомящие детей с содержанием песни, обращающие внимание на художественный образ. Чтобы детям было интересней разучивать песню, вносим игрушку как наглядный пример. После первого прослушивания детям задаются вопросы: какая музыка по настроению, о чём или о ком в ней поётся, и т. д. И песня исполняется музыкальным руководителем ещё раз.
На втором этапе в процессе разучивания песни ведётся работа по развитию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту звучания. Здесь можно использовать игровой приё м: большой паровоз гудит низко, а маленький высоко. Использовать жесты, чтобы дети вовремя вступали на пение.
На третьем этапе проверяем, как дети усвоили песню: мелодию и текст. Дети поют песню с аккомпанементом.
Далее переходим к методике обучения музыкально-ритмическим движениям.
Основная задача - развитие первоначальных проявлений ритмичности, освоение детьми начальных игровых и плясовых движений. Для этого внимание малышей привлекается к тому, что играть и плясать следует под музыку, а с ее окончанием, прекращать движение. Например: вырабатывая элементарную ритмичность, педагог приглашает детей пройтись вместе с ним под музыку («стайкой», похлопать в ладоши, позвенеть погремушкой, а для освоения некоторых движений под музыку, педагог предлагает ходить, выполнять несложные игровые действия (птичка прилетела, улетела, пальчики пляшут, пальчики спрятались и т. д., повторять плясовые движения за воспитателем (притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, стоя слегка пружинить ногами, покачиваться с ноги на ногу). Помимо этого, намечаются игры, пляски, упражнения, т. е. подбирается определенный репертуар.
Освоению навыков музыкально - ритмических движений для детей раннего возраста помогает соответствующий репертуар. Например, слушая марш Е. Тиличеевой «Вот как, мы умеем», дети продолжают учиться ходить под музыку, а под веселую русскую народную мелодию «Ах, вы, сени» осваивают плясовые движения: притопывают ногой, хлопают в ладоши, поворачивают кисти рук. Развивать чувство ритма, слышать смену двух частей пьесы, развивать умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. Игры и пляски для малышей строятся на сопоставлении музыки контрастного характера например, в пляске «Ай-да» (на первую часть музыки дети покачиваются с ноги на ногу, на вторую часть музыки - весело топают ногами).
Для разучивания игр, плясок, упражнений с детьми раннего возраста включает : подражание показу взрослого, совместные с ним действия. Музыкальный руководитель сопровождает показ короткими указаниями, одобряет удачные действия детей, помогает тем, кто затрудняется действовать без показа. Выучив несложное движение, некоторые дети могут выполнить его самостоятельно.
Вопрос: Давайте коллеги вспомним, какие основные методы музыкального воспитания используются на организованной деятельности (либо на занятии) с детьми раннего возраста?
Ответ: наглядный (это игрушка, кукольный театр, словестный (это потешки, прибаутки,
практический (показ педагогом, музыкальным руководителем, исполнительских приемов в музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах)
Например, самый главный метод это наглядный, когда в гости к детям приходит «мишка», который «смотрит», как малыши двигаются, «танцует» с ними и для них. Далее практический, где используются игровые действия с предметами: дети под музыку вместе с педагогом машут флажками, маршируют с ними, звенят погремушками, прячут и находят их, танцуют с платочками. Разучивая пляску, педагог исполняет ее (один-два раза) и приглашает желающих поплясать с ним, наиболее активных побуждает двигаться самостоятельно.
Показывая игру, педагог сразу предлагает детям в ней поучаствовать. Например, в игре «Прятки», когда исполняется первая спокойная часть музыки, он говорит: «Спрятались детки, сидят тихо-тихо, не могу их найти» (ребята в это время сидят на стульях). С началом второй подвижной части музыки воспитатель «находит» детей, зовет: «Идите со мной плясать!». У детей появляются излюбленные плясовые движения, которыми они сразу же откликаются на плясовую мелодию, повторяя движения за педагогам.
Вопрос: Перечислите пожалуйста, простые движения пляски детей раннего возраста? ответ: дети пружинят на месте, топают одной ногой, кружатся на месте, могут покачиваться и переступать на месте самостоятельно и при поддержке взрослого за обе руки, самостоятельно поворачивать кисти рук разведенных в стороны и согнутых в локтях (фонарики). Малыши с удовольствием пляшут самостоятельно и в паре со взрослым, а другим детям доставляет радость наблюдать за такой пляской.
К концу года дети раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера. На музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия педагога.
Знакомство с музыкальными инструментами начинается с группы раннего возраста. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, погремушка и колокольчик, привлекает внимание малышей к различной окраске звучания). Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать малышам в занимательной игровой форме. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными). Далее применяются игры, направленные на развитие различных музыкальных способностей, доступные и эмоционально привлекательные для малышей например: «Дождик большой и маленький» «Мишка с куклой звонко топают». Игра на детских музыкальных инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную сферу ребенка.
Чтобы маленьким слушателям было интересно, мимика и речь музыкального руководителя должны быть выразительными, как и сама исполняемая музыка. На занятиях стараемся создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. Например: в гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу, дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.
Сейчас я вам хочу предложить кроссворд «Музыкальные инструменты». Если вы впишете в горизонтальные ряды названия семи музыкальных инструментов, можно будет прочесть в вертикальном ряду название русского народного музыкального инструмента. Подсказка: в названии большинства этих инструментов имеется буква «а».
1. Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно, ударяя в него или потряхивая им.
2. Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть.
3. Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок-групп?
4. Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком.
5. Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны.
6. Струнный инструмент, который называют «душой оркестра».
7. Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать.
Б У Б Е Н
П И А Н И Н О
Л
Г И Т А Р А
Ф Л Е Й Т А
К О Н Т Р А Б А С
Й
С К Р И П К А
Б А Р А Б А Н
Но хочется вернуться и отметить на сколько важно развивать в детях музыкальные способности уже начиная с раннего возраста. Музыка помогает раскрыться, тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше, влияет на развитие личности ребенка. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.