Папки-передвижки

Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ

Маргарита Попова
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив, а если не будет учится на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…»

А. С. Макаренко

В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.

Публикация «Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ» размещена в разделах

В настоящее время, особое место занимает вопрос о деятельности молодых специалистов, так как в образовательных учреждениях по-прежнему существует проблема с привлечением молодых грамотных педагогов.

В нашем дошкольном образовательном учреждении большая часть педагогов с наименьшим стажем педагогической работы, средний возраст педагогического коллектива составляет 38 лет. И хочется отметить, что молодые специалисты, пришедшие в детский сад, за последние 3 – 4 года, проявили себя в качестве педагогов инициативных, целеустремленных, мотивированных на достижение результатов и среди воспитуемых, и в собственной педагогической деятельности.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

В связи с этим мы определили цель и основные задачи работы с данной группой воспитателей.

Цель: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1. Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.

Свою работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов их деятельности:

"Заведующий – молодой воспитатель"

• создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

• обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

• обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

"Молодой воспитатель – ребенок - родитель"

• формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

"Молодой воспитатель – коллега"

• оказание поддержки со стороны коллег.

Определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе

молодого специалиста помогает специальная анкета и карта профессиональных затруднений молодого специалиста.

где педагог указывает удовлетворённость своей профессиональной подготовкой, трудности, проблемы, профессиональные планы на будущее. Параллельно молодой педагог заполняет диагностическую карту профессионального мастерства для выявления уровня его профессиональной компетентности на начало учебного года.

Анализ данного материала позволяет увидеть общую картину потребностей педагога, определить уровень педагогической компетентности оказать ему своевременную методическую помощь и спланировать систему индивидуальной работы его профессионального становления и развития.

Учитывается и то, что в своем профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для

помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2– 3-й годы работы: процесс развития его профессиональных умений,

накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, приобретение авторитета среди детей, родителей, коллег.

Молодой педагог изучает опыт работы коллег как в своём учреждении, так и в других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая районные открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, семинары, творческие отчеты и т. д., фиксирует все интересные идеи, методы и приемы, активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада. На этом этапе совместно определяется методическая тема, над которой молодой педагог будет работать более углубленно;

ІІІ этап – 4– 5-й годы работы: складывается определённая система работы молодого воспитателя, имеются собственные разработки. Он внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы;

Так, в первый год своей работы, в период адаптации, молодой воспитатель несколько дней проходит стажировку у более опытного коллеги- наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, младшим воспитателем, изучает режим дня группы, документацию и т. д. это что позволяет ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Все возникшие вопросы обсуждаются совместно непосредственно в группе, либо в методическом кабинете ДОУ.

Организованная в детском саду система наставничества позволяет молодому специалисту получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала.

В чем заключается работа наставника?

Наставник демонстрирует на личном примере методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного процесса, совместно с молодым специалистом планируют будущий рабочий день, оказывает помощь при составлении конспекта НОД, помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы в данное время, может дать рекомендации и советы.

- необходимо помнить, что педагог – наставник не может и не должен

постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать

свой собственный опыт;

- наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.

Инновационной формой работы с молодым педагогом в нашем ДОУ считаем деятельность методического объединения «Школа молодого воспитателя», где раскрываются теоретические и практические вопросы, демонстрируются отдельные приемы и способы работы педагогов - наставников, активно используются открытые занятия с взаимопосещениями и последующим обсуждением.

Работа Школы осуществляется в соответствии с положением о «Школе молодого воспитателя» утвержденным заведующей ДОУ и планом работы на учебный год.

Увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности возможно на сайте нашего ДОУ в папке достижений педагога, куда вносятся педагогические находки, достижения, отзывы на проведенные занятия, мероприятия.

Значительная роль в повышении профессионального мастерства молодых педагогов в ДОУ отводится самообразованию.

На основе появившихся проблем педагог дошкольного учреждения определяет для себя тему, над какой он будет работать. После чего молодым специалистом составляется план работы. План включает в себя: изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий по оснащению развивающей предметно – пространственной среды, пособий, картотек, папок-передвижек и др.

В течение года воспитатели (молодые специалисты) делятся с коллегами на консультациях, педагогических советах о наиболее эффективных методах, удачных формах работы.

В нашем детском саду введена в практику технология проектирования, что позволило изменить стиль работы с детьми и родителями. В течение учебного года проводится не менее пяти проектов, которые отличаются по содержанию

(Монопроекты (охватывающие 1 образовательная область, интегративные (2 и более образовательных областей) и по продолжительности (практика показывает, что краткосрочные проекты вызывают больше интереса у воспитанников и их родителей)

Молодые специалисты вовлекаются и осваивают технологию проектирования на первом этапе своего становления.

Использование метода проекта помогает им научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Стала доброй традицией нашего коллектива - посвящение молодых специалистов в педагоги на первом педагогическом совете.

С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагогов молодые специалисты привлекаются к участию в конкурсах разных уровней

(от регионального до всероссийского).

Таким образом, выстроенная система методического сопровождения, использование системного подхода в управленческой деятельности по повышению профессиональной компетентности молодых педагогов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

"Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный

мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть

известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно

мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет

мастерством, — зависит от собственного напора"'.

А. С. Макаренко

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив, а если не будет учится на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…»

А. С. Макаренко

В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.

В настоящее время, особое место занимает вопрос о деятельности молодых специалистов, так как в образовательных учреждениях по-прежнему существует проблема с привлечением молодых грамотных педагогов.

В нашем дошкольном образовательном учреждении большая часть педагогов с наименьшим стажем педагогической работы, средний возраст педагогического коллектива составляет 38 лет. И хочется отметить, что молодые специалисты, пришедшие в детский сад, за последние 3 – 4 года, проявили себя в качестве педагогов инициативных, целеустремленных, мотивированных на достижение результатов и среди воспитуемых, и в собственной педагогической деятельности.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

В связи с этим мы определили цель и основные задачи работы с данной группой воспитателей.

Цель: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1. Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.

Свою работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов их деятельности:

"Заведующий – молодой воспитатель"

• создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

• обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

• обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

"Молодой воспитатель – ребенок - родитель"

• формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

"Молодой воспитатель – коллега"

• оказание поддержки со стороны коллег.

Определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе

молодого специалиста помогает специальная анкета и карта профессиональных затруднений молодого специалиста.

где педагог указывает удовлетворённость своей профессиональной подготовкой, трудности, проблемы, профессиональные планы на будущее. Параллельно молодой педагог заполняет диагностическую карту профессионального мастерства для выявления уровня его профессиональной компетентности на начало учебного года.

Анализ данного материала позволяет увидеть общую картину потребностей педагога, определить уровень педагогической компетентности оказать ему своевременную методическую помощь и спланировать систему индивидуальной работы его профессионального становления и развития.

Учитывается и то, что в своем профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для

помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2– 3-й годы работы: процесс развития его профессиональных умений,

накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, приобретение авторитета среди детей, родителей, коллег.

Молодой педагог изучает опыт работы коллег как в своём учреждении, так и в других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая районные открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, семинары, творческие отчеты и т. д., фиксирует все интересные идеи, методы и приемы, активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада. На этом этапе совместно определяется методическая тема, над которой молодой педагог будет работать более углубленно;

ІІІ этап – 4– 5-й годы работы: складывается определённая система работы молодого воспитателя, имеются собственные разработки. Он внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы;

Так, в первый год своей работы, в период адаптации, молодой воспитатель несколько дней проходит стажировку у более опытного коллеги- наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, младшим воспитателем, изучает режим дня группы, документацию и т. д. это что позволяет ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Все возникшие вопросы обсуждаются совместно непосредственно в группе, либо в методическом кабинете ДОУ.

Организованная в детском саду система наставничества позволяет молодому специалисту получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала.

В чем заключается работа наставника?

Наставник демонстрирует на личном примере методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного процесса, совместно с молодым специалистом планируют будущий рабочий день, оказывает помощь при составлении конспекта НОД, помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы в данное время, может дать рекомендации и советы.

- необходимо помнить, что педагог – наставник не может и не должен

постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать

свой собственный опыт;

- наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.

Инновационной формой работы с молодым педагогом в нашем ДОУ считаем деятельность методического объединения «Школа молодого воспитателя», где раскрываются теоретические и практические вопросы, демонстрируются отдельные приемы и способы работы педагогов - наставников, активно используются открытые занятия с взаимопосещениями и последующим обсуждением.

Работа Школы осуществляется в соответствии с положением о «Школе молодого воспитателя» утвержденным заведующей ДОУ и планом работы на учебный год.

Увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности возможно на сайте нашего ДОУ в папке достижений педагога, куда вносятся педагогические находки, достижения, отзывы на проведенные занятия, мероприятия.

Значительная роль в повышении профессионального мастерства молодых педагогов в ДОУ отводится самообразованию.

На основе появившихся проблем педагог дошкольного учреждения определяет для себя тему, над какой он будет работать. После чего молодым специалистом составляется план работы. План включает в себя: изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий по оснащению развивающей предметно – пространственной среды, пособий, картотек, папок-передвижек и др.

В течение года воспитатели (молодые специалисты) делятся с коллегами на консультациях, педагогических советах о наиболее эффективных методах, удачных формах работы.

В нашем детском саду введена в практику технология проектирования, что позволило изменить стиль работы с детьми и родителями. В течение учебного года проводится не менее пяти проектов, которые отличаются по содержанию

(Монопроекты (охватывающие 1 образовательная область, интегративные (2 и более образовательных областей) и по продолжительности (практика показывает, что краткосрочные проекты вызывают больше интереса у воспитанников и их родителей)

Молодые специалисты вовлекаются и осваивают технологию проектирования на первом этапе своего становления.

Использование метода проекта помогает им научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Стала доброй традицией нашего коллектива - посвящение молодых специалистов в педагоги на первом педагогическом совете.

С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагогов молодые специалисты привлекаются к участию в конкурсах разных уровней

(от регионального до всероссийского).

Таким образом, выстроенная система методического сопровождения, использование системного подхода в управленческой деятельности по повышению профессиональной компетентности молодых педагогов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

"Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный

мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть

известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно

мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет

мастерством, — зависит от собственного напора"'.

А. С. Макаренко

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для молодых педагогов «Как оформить папку по самообразованию» Наставничество. Консультация для молодых педагогов "Как оформить папку по самообразованию". Система работы педагогов по самообразованию:.

Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно»Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.

Методическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельностиМетодическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельности Тема: Методическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельности Форма проведения: методический.

Методическое сопровождение деятельности педагога ДОУ в процессе оформления портфолио Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы. Культурологическое образование является.

Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. Статья посвящена.

Методическое сопровождение педагогической компетентности педагогов как фактор повышения качества экологического образования В настоящее время активно осуществляется процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем. В условиях введения ФГОС.

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана-проекта инновационной площадки» Введение. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Согласно требованиям Федерального государственного.

Развитие психологической культуры молодых педагогов ДОУ В последнее время дошкольные образовательные учреждения испытывают острую нехватку профессиональных кадров. Очень часто в детские сады приходят.

Слёт молодых педагогов Липецкой области. ФотоотчетСлёт молодых педагогов Липецкой области. Фотоотчет период с 22 по 23 августа 2019 года на базе Центра поддержки одаренных детей "Стратегия" состоялся восьмой ежегодный слёт молодых педагогов.

Методическое сопровождение педагогов как компетентность старшего воспитателя ДОУ Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ
Опубликовано: 28 сентября 2019 в 16:04
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Попова (УИ 1253438) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД