Екатерина Лаптева
Методическое сопровождение деятельности педагога ДОУ в процессе оформления портфолио
▼ Скачать + Заказать документы
Культурологическое образование как одно из приоритетных
направлений в модернизации современной школы.
Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Публикация «Методическое сопровождение деятельности педагога ДОУ в процессе оформления портфолио» размещена в разделах
Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно – технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения.
Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Этот означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру.
Проблема заключается в определении того содержания культуры, которое подлежит социальному исследованию. На деятельностном уровне – это определение совокупности видов деятельности, которыми необходимо овладеть в процессе воспитания и образования. На познавательнно–информационном – это проблема отбора содержания образования. На ценностно-ориентированном – отбор и содержание характеристик духовных ценностей, развитие ценностных ориентаций личности.
Ориентиром для определения конечной цели образовательно-воспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Подобная модель, являясь интегративной и многомерной, тем не менее, должна охватывать наиболее важные, базовые характеристики субъекта, задавая при этом систему координат для того, чтобы отслеживать, какие качества будущего гражданина необходимо формировать в процессе национального обучения и воспитания.
Основные характеристики этой модели отражают:
культурный кругозор и широту мышления;
физическую развитость;
умение жить в условиях рынка и информационных технологий;
патриотизм;
готовность способствовать процветанию России;
уважительное отношение к национальным культурам народов РФ, стремление к укреплению межнациональных отношений в своей стране.
Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить его культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, выдвигается принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.
Реализация цели построения культуросообразной школы возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и сопровождения образовательного процесса.
Важное значение имеет и образовательная область “Искусство”, задачами которого являются:
воспитание интереса и любви к различным видам изобразительного искусства;
развитие художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к предметам и явлениям действительности, эстетического вкуса;
ознакомление с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием;
развитие художественно-творческих способностей детей, их изобразительных навыков, зрительных представлений, фантазии, воображения;
формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Каждая из образовательных областей имеет свой специфический потенциал. Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности, развитии ее моральных качеств, формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры, предоставление школьникам образцов нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе, во внеурочное время, в результате включения их в деятельность литературного объединения, творческих мастерских, журналистской студии.
Школа осуществила в этом году переход на профильное обучение в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и концепции “Профильного обучения”, осуществляется идея многопрофильной школы.
Особенностью обучения в профильной школе является двух уровневый стандарт изучения предметов. Уровень А – общеобразователный – это уровень изучения непрофильных предметов на “общекультурном уровне”.
В тех профилях, где данный курс не является инвариантным, он добавляется в вариативную часть.
Целью курса мировой художественной культуры в школе является использование силы воздействия различных искусств для формирования личности старшеклассника, его идейно-нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрения и жизненных позиций.
Путь к достижению этой цели лежит через формирование и развитие культуры общения с искусством, т. е. потребности и способности через искусство приобщаться к нравственно-эстетическому опыту человечества. Нет и не может быть другого способа овладения культурой художественного восприятия, кроме активного общения школьников с произведениями искусства под руководством педагога, владеющего этой культурой.
В старшем школьном возрасте внешние ориентиры теряют своё былое значение. Разрушаются авторитеты, критически пересматриваются, переоцениваются многие нормы поведения. Основной поток духовной активности в юношеские годы направлен на выработку внутренних ориентиров поведения, на поиски универсальных нравственных принципов, на формирование собственной системы ценностей.
Формирование разнообразных ценностных отношений происходит в процессе переживаний, связанных с повседневной духовно-практической деятельностью и общением старшего школьника. Активность эмоций в этом возрасте отражает напряжённость, интенсивность процесса сопоставлена жизненной реальности со своими духовными потребностями, которые сами открываются школьнику в процессе этого сопоставления, сопровождающего расширение сферы деятельности и общения старшеклассника, расширения его жизненного горизонта.
Ценностно-ориентационная активность, выходя на первый план в этом возрасте, направляет и связывает воедино процессы развития самосознания и формирования мировоззрения.
Потребности развития личности, потребности жизненного самоопределения с необходимостью выводят ценностно-ориентационную активность старшего школьника за пределы собственно нравственной сферы. С развитием социальной активности школьника и расширением круга его социальных интересов складываются гражданские, политические, мировоззренческие убеждения.
Юношеский возраст представляет собой наиболее благоприятную пору для формирования мировоззрения, поскольку в это время складываются и познавательные, и ценностно-ориентационные предпосылки, необходимые для успешной закладки фундамента мировоззренческой системы человека. Для старшеклассника характерно не просто увеличение объёма знаний, но и существенное расширение умственного кругозора, появление устойчивых политических интересов, рост способности к анализу и обобщению конкретных фактов. Если собственная жизненная практика старшеклассника, в силу своей естественной ограниченности, ещё не может в достаточной степени отвечать его духовным запросам и задачам формирования ценностного ядра мировоззрения, то существует только один путь. Это путь обращения к искусству, несущему в себе как тот «жизненный материал», в котором остро нуждается старшеклассник, устремлённый в будущую «большую жизнь», так и тот идейный, эмоциональный заряд, который стимулирует самостоятельную работу чувств и разума молодого человека и заставляет его в согласии или споре с художником вырабатывать своё отношение к миру.
Курс мировой художественной культуры представляет собой конкретную реализацию этого пути в условиях общеобразовательной школы. Специфические задачи развития личности старшеклассника потребовали от авторов программ обращения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, отражающим как философско-мировоззренческую, политическую проблематику жизни общества, так и нравственно-психологическую проблематику жизни личности в их взаимопроникновении и взаимодействии.
В годы, совпадающие с изучением мировой художественной культуры, школьник взрослеет, становится личностью, индивидуальностью. На разных этапах взросления старшекласснику будут близки те или иные особенности ценностных ориентаций художественной культуры разных исторических периодов. Так, школьнику, расстающемуся с подростковыми идеалами, будет особенно близко искусство Просвещения с его первоначальным культом разума, верой в созидательные, творческие возможности человека. Особенно созвучным ранне юношеским настроениям будет искусство романтиков, с его утверждением самоценности человеческой личности.
Принципы построения и содержания программы курса мировой художественной культуры создают предпосылки для успешного решения общевоспитательных задач курса, заключающихся в стимулировании и направлении духовного, нравственно-эстетического развития школьника. Богатый художественный материал, включённый в программу, открывает перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человеком в ходе исторического развития. Ценностей, связанных с самыми различными по характеру и масштабу областям социальной действительности: это и отношение человека к самому себе, к другим людям, к обществу, к миру в целом, к жизни.
Курс мировой художественной культуры в условиях школы, в ограниченное жёсткими рамками время урока обеспечивает вовлечение школьников в мир художественного произведения, когда они захвачены изображённой художником жизнью, судьбами героев, когда волнуются, задаются вопросами, решают жизненные проблемы вместе с художником и живущим в его произведениях людьми. С помощью особых средств воздействия на воображение, эмоции, мышление – на психику человека в целом, появляется возможность сделать далёкое – близким, непонятное – понятным, безразличное – значимым. Искусство, обращаясь к фундаменту человеческой психики, побуждает человека сочувствовать другому, «болеть» за него, уподобляться ему в его действиях, переживаниях, в его борьбе.
Воздействие искусства на человека обусловлено особой чувствительностью человеческой психики ко всем формам выражения эмоциональных состояний.