Ольга Мешкова
Методические рекомендации по организации модулей сенсорного развития для детей 1–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Модель центра сенсорного развития для детей от 1 до 3 лет
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений.
Публикация «Методические рекомендации по организации модулей сенсорного развития для детей 1–3 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Чтобы малыш мог сформировать правильное представление об окружающих объектах, необходимо сенсорное воспитание.
Развивающая предметная среда дошкольного учреждения - важный компонент в развитии ребёнка.
Создание в группах младшего и среднего дошкольного возраста Центров сенсорного развития становится необходимой частью сенсорного воспитания детей. Они служат местом концентрации различных материалов, оборудования, игрушек, дидактических пособий и игр, собранных для решения задач сенсорного воспитания детей, и предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. В группах детского сада они занимают часть группы.
В результате ежедневных занятий в Центре сенсорного развития, у детей создаётся ощущение спокойствия, уверенности в себе, формируется богатый запас положительных эмоций, который способствует развитию внутренних резервов, особенно созданию новых понятий и качеств.
Многообразие развивающих и дидактических игр обеспечивает ребёнку свободу выбора, возможность реализовать свои замыслы, самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. Предполагается развитие точности и гибкости восприятия, улучшения в развитии мелкой моторики рук и зрительномоторной координации, что способствует эффективной подготовке к школьному обучению.
Центры сенсорного развития в разных возрастных группах отличаются по комплектованию. В соответствии с задачами сенсорного развития детей дошкольного возраста проводится оснащение Центра играми, игрушками, атрибутикой. Приведё м перечень основного материала и оборудования:
- пирамидки из различного количества деталей, разной формы, величины, цвета;
- различные вкладыши, резко отличающиеся и близкие по форме и величине: рамки-вкладыши, объёмные, плоские, полые;
- различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаики, складные кубики с разрезными картинками;
- мягконабивные напольные дидактические модули;
- развивающие игры промышленного производства, способствующие развитию мелкой моторики рук, освоению сенсорных эталонов;
- различные пазлы;
- дидактические коврики-трансформеры;
- координационные коврики со следами рук и ног;
- наборы песочных формочек для игр с водой и песком; игра «Рыбалка»;
- набор «Сенсорные ёмкости» с разными наполнителями;
-для развития осязания : растворимые пищевые добавки;
-для восприятия окружающего через обоняние: ароматические палочки или свечи, флаконы с духами, баночки с ароматизированными продуктами (ванилином, корицей, кофе.);
-для восприятия на слух: магнитофон, шумовые предметы (ёмкости с разными наполнителями - крупами, горохом, камешками, стеклянными шариками.);
- для зрительного восприятия: трафареты, лекала, ножницы, фонарики, калейдоскоп;
- для тактильных ощущений: пуговицы, бусины, разноцветные скрепки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, футляры от киндер-сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок и т. п.
Центр сенсорного развития доложен быть укомплектован следующими дидактическими играми и игровыми заданиями:
• «Спрячь мышку»;
• «Соберём букет из осенних листьев»;
• «Светофор»;
• «Разноцветные комнаты»;
• лото «Цвет»;
• Разноцветные кармашки»;
• «Посади бабочек на свой цветок»
• «Магазин игрушек»;
• «Собери кукол на прогулку»;
• «Разноцветные клубочки»;
• «В царстве фигурок - человечков»;
• «Кто где спит»;
• «Разноцветные коврики»;
• «Найди такой же»;
• «Г ости»;
• «Соберём бусы»;
• «Построим башенки»;
• «Геометрическое лото»;
• «На что похоже?»;
• «Посадим семена»;
• «Три квадрата»;
• «Примерим варежки»;
• «Украсим ёлочку фонариками»;
• «Накорми птиц»;
• «Кто выше?»;
• «Построим пирамидку»;
• «Мешок сюрпризов»;
• «Окраска воды»;
• «Фокусники»;
• «Путешествие в страну красок»;
• «Собери урожай»;
• «Составные картинки»;
• «Чудесный мешочек»;
• «Построй лесенку»;
• «Волшебные кружки»;
• «Спрячь цыплёнка»;
• «Новогодние шары»;
• «Дерево сюрпризов».
При выборе игр и игрового материала надо руководствоваться следующими критериями:
Социальная и психологическая безопасность. Отсутствие признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию, жестокость, вызывающих страх, тревогу.
Соответствие игр возрасту.
Функциональная привлекательность. Возможность полифункционального использования игр для развития способностей.
Эстетичность внешнего вида.
Культуросообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовнонравственным ценностям.
Возможность использования в совместной деятельности.
Прочность и долговечность.
’Использование экологически чистых материалов.