Татьяна Штурц
Методические рекомендации для педагогов по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На основе проведенного экспериментального исследования мною были составлены рекомендации для педагогов и родителей по формированию читательского интереса и круга детского чтения у детей старшего дошкольного возраста.
Главная задача педагогов и родителей – знать о литературных склонностях и предпочтениях ребенка, чтобы совершенствовать их Для родителей важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений с ребёнком. Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации :
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа;
- как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка;
- уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке;
- читайте вслух, эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению;
- детские книги должны находится в доступном для ребенка месте;
- рекомендуется записаться в детскую библиотеку, что предоставит ребёнку участвовать в выборе книг.
Помните: дошкольный возраст – самое благоприятное время для приобщения ребенка к художественной литературе!
Необходимо и в детском саду и дома учить с детьми потешки, стихи, загадки, переносить их в детское творчество, игры, труд, в технику оригами и пр.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребенку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка – сказки, рассказа и других произведений художественной литературы. Дети любят сказки, народные и авторские. Сказка вызывает у дошкольника любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, загадочностью, неограниченными возможностями для фантазирования, игры ума [18, с. 31].
Познавательные книги о труде, о технике, о вещах, о природе вошли в детскую литературу. Они позволяют раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, в образной форме показывать сущность явлений, подготавливают научное миропонимание. Можно рекомендовать стихи С. Я. Маршака о создании вещей «Откуда стол пришёл», «Книжка про книжку».
К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Энциклопедическая книга Житкова «Что я видел» и т. п.
Детская книга создала особый тип книги – весёлую книгу для детей. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умение шутить и смеяться. Такие произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, С. Я. Маршака, Э. Н. Успенского и другие. Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности.
Круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышения их начитанности. Неоднозначные по замыслу, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.
В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств. Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, Э. Успенского и других авторов. Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.
У старших дошкольников проявляется устойчивый интерес к «толстой» книге. Это хрестоматия, произведения отечественных и зарубежных писателей. В этот период особенно важно и необходимо помогать подбирать ребенку свою личную библиотеку. Но прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, рекомендуется прочитать её самим, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Как можно чаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Но покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
Воспитателю в свою очередь следует как можно чаще организовывать консультации для родителей на тему детской художественной литературы. Организовывать как можно больше совместных литературных вечеров совместно с детьми и родителями и других мероприятий, направленных на формирование литературного вкуса детей и приобщения их к чтению художественной литературы.