Лучший педагог года

Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи

Альбина Исламгулова
Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи

Важным фактором, влияющим на эффективность социального обслуживания как семьи, так и несовершеннолетних, является качество индивидуальных программ реабилитации. От того насколько правильно составлены программы, насколько точно отражены в них цель, задачи, определены направления реабилитации, подобраны необходимые методы и технологии зависит успешность проводимой работы.

Программа — это совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий.

Публикация «Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи» размещена в разделах

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР)разработанный комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, сроки и порядок реализации медицинских, социально-педагогических, психолого-педагогических и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных социальных связей и восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ.

Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся на профилактическом учете, в т. ч находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации, содержащая сведения о семье; перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей, находящейся в социально опасном положении.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ

Разработка программы реабилитации семьи включает ряд взаимосвязанных этапов:

1 ЭТАП. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ этап включает в себя: первичное знакомство с семьей; закрепление за семьей конкретного специалиста; проведение социальной и психолого-педагогической диагностики (результатом чего становится оценка социальной ситуации в семье в целом, выявление проблем и ресурсов семьи); оформление социального паспорта семьи; подготовку и проведение заседания службы сопровождения семьи; заключение договора с семьей на реализацию программы реабилитации.

Рассмотрим более подробно основные мероприятия подготовительного этапа.

1. Первичное знакомство с семьей.

Целью первого визита в семью является установление контакта с членами семьи и их социальным окружением, при этом крайне важным является снятие страха и напряженности у членов семьи. В процессе первичного знакомства с семьё й ни в коем случае нельзя:

• сосредотачивать внимание семьи на проблемах, если она не готова об этом говорить;

• говорить, что правильно, а что не правильно прежде, чем выяснено мнение семьи по этому поводу;

• форсировать события, семья может быть не готова и будет защищаться;

• допускать, чтобы семья полностью переложила все проблемы на специалиста.

2. Проведение социальной и психолого-педагогической диагностик. На данном этапе ограничивается сбором сведений, необходимых для заполнения социального паспорта семьи

3. Оформление социального паспорта семьи

Социальный паспорт семьи является документом информационного характера и заполняется специалистом по социальной работе. Отдельные разделы социального паспорта заполняются при наличии необходимых, подтверждающих сведения документов.

Социальный паспорт необходим для:

• создания портрета семьи и ее социальных связей; определения приоритетных направлений работы с данной семьей;

• объединения усилий представителей различных ведомств и организаций, а также самой семьи с целью повышения эффективности использования для достижения поставленной цели имеющихся ресурсов семьи;

• создания единого информационного пространства семей, как на муниципальном, так и на региональном уровне.

4. Подготовка и проведение заседания службы сопровождения семьи.

Закрепленный за каждой конкретной семьей специалист оформляет необходимые для проведения заседания службы сопровождения семьи документы, привлекая для этого специалистов учреждения (педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, медицинских работников и т. п.) На заседании службы сопровождения семьи в случае необходимости принимается решение о привлечении специалистов других ведомств с целью реабилитации семьи. Заключение заседания службы сопровождения семьи составляется на основании выводов специалистов, с учетом мнения взрослых членов семьи и детей (с 10 лет).

5. Заключение договора с семьей

Заключение договора с семьей на реализацию программы реабилитации является желательным условием, но в исключительных обстоятельствах реализация программы реабилитации может быть начата и без него.

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ этап предполагает разработку непосредственной программы реабилитации семьи. Алгоритм разработки реабилитационной программы имеет следующую структуру:

1. В пояснительной записке должны быть отражены: актуальность, причины постановки данной семьи на учет и необходимость ее реабилитации.

2. Определение цели. Надо помнить, что:

• цель должна быть достижима в указанные сроки при использовании имеющихся ресурсов (здесь не следует увлекаться глобальными и, как правило, не выполнимыми целями);

• цель всегда обратна проблеме (если цель достигнута, то проблема должна быть решена полностью или частично);

• при определении цели следует учитывать причины постановки семей на учет.

3. Определение задач.

Задачи — это конкретные «шаги», направленные на достижение цели. Сформулировав задачи, важно оценить, насколько они реализуемы на практике.

4. Участники реализации программы : определяются штатные и привлеченные специалисты органов системы профилактики, а также члены семьи, которые примут участие в реабилитационном процессе.

5. Принципы реализации программы :

• принцип индивидуального подхода – заключается в учете особенностей конкретной семьи;

• принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ по работе с семьей;

• принцип комплексности – предполагает привлечение к реализации программы ряда (комплекса) специалистов и членов семьи;

• принцип системности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей : семья рассматривается как целостная система, для повышения эффективности реабилитационной работы необходимо оказывать воздействие не на отдельных членов семьи, а на семью в целом.

6. Сроки реализации программы определяются индивидуально в каждом конкретном случае и составляют продолжительность времени от 3 до 6 месяцев. В случае, если цель не будет достигнута за указанный период, программа должна быть пересмотрена, скорректирована, а сроки ее реализации продлены.

7. Ресурсное обеспечение:

• кадровое – наличие необходимых для реализации программы специалистов, их квалификация;

методическое – методическая база учреждения;

• материально-техническое – наличие оргтехники, автотранспорта и т. п. ;

• информационное – доступность информационных ресурсов

8. Направления, по которым будет осуществляться реабилитационная программа. Необходимо определить, работа в каком из направлений (социально-медицинском, социально-экономическом, социально-педагогическом, социально-психологическом, социально-правовом) будет в наибольшей степени способствовать решению проблем семьи. В каждом конкретном случае выбор тех или иных направлений может различаться: одной семье может быть необходима помощь в какой-нибудь одной сфере, другой — почти во всех.

9. Формы реализации программы.

Условно формы реализации программы можно разделить на :

индивидуальные - беседы, консультирование, посещение семьи, материальная помощь;

групповые - групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи;

коллективные - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, организация досуговых мероприятий;

наглядно-информационные - выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания.

10. Предполагаемый результат. Выделяют несколько видов результатов:

• количественные результаты (измеряются в единицах измерения (шт., руб, % и т. п.) и качественные (показывают, что изменилось: положение, отношения, мнения и т. п.);

• непосредственные (наблюдаемые сразу после реализации программы) и проявляющиеся через некоторое время, после завершения программы);

• запланированные (закладываются на стадии проектирования) и неожиданные эффекты, как следствие реализации программы.

11. Критерии оценки эффективности деятельности специалистов, индикаторы успешности реализации программы реабилитации семьи.

Результатом реализации программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.

Для оценки эффективности реабилитационной программы специалистами используется достаточно распространенный параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:

1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);

2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй).

В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать: наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (социального явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной системы); динамику (изменение) показателей проблемы (характерных признаков, которые выявляются при проведении первичной и уточняющей диагностики и по которым специалист может судить о том, что данная проблема действительно присуща конкретной семье); степень преодоления, "ликвидации" причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасных социальных и внутрисемейных факторов.

Так, при оценке эффективности по параметрам наличия или отсутствия в семье той или иной социальной проблемы может быть использован:

а) показатель устранения проблемы (при положительной эффективности);

б) показатель появления новой проблемы (при отрицательной эффективности диагностики, прогнозирования или профилактических мероприятий);

в) показатель стабильности проблемы (при нулевой эффективности).

При оценке эффективности по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие положительной или отрицательной динамики. При оценке эффективности устранения причин социальных проблем учитывается: какие из причин возникновения проблем в конкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьей (положительная эффективность); какие из причин, выявленных при первичной диагностике, продолжают действовать на момент контрольной диагностики (нулевая эффективность); какие из неразрешенных причин привели к появлению новых или усугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность). При этом учитывается динамика как отдельных причин, так и всей совокупности, выявленной при первичной и контрольной диагностике.

12. Методы и технологии, применяемые в реабилитационной работе.

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.

Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств.

Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.

Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида.

Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.

В процессе реабилитации семьи специалистами может применяется ряд технологий:

• Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим.

• Социальный патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и д. р. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

13. Тематический план программы.

Мероприятия Ответственный Сроки исполнения Привлеченные специалисты

1 2 5 6 7

Диагностический этап

Содержательный этап

Аналитический этап

В содержании программы выделяют диагностический, содержательный и аналитический или результативный этап.

Диагностический этап

Предполагает два варианта деятельности:

при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;

при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Обязательными этапами диагностики являются:

сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы : наблюдение; беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкета (письменный опрос); тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Содержательный этап

Предполагает разработку и реализацию ряда мероприятий, направленных на решение основных проблем семьи. Определив основные мероприятия, необходимо прописать конкретные шаги по их реализации. В зависимости от характера ситуации в семье в программу могут быть включены как мероприятия по всем направлениям: социально-медицинскому, социально-экономическому, социально-педагогическому, социально-психологическому, социально-правовому, так и лишь по некоторым из них.

Аналитический этап

или результативный этап предполагает проведение аналитической работы и разработку рекомендаций по дальнейшей работе с семьей.

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Как приобщить ребенка к книге» Двух – трехлетним детям надо ежедневно рассказывать и читать народные и авторские сказки, песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения,.

Методические рекомендации для воспитателей ** - ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его; ---скученное изображение. Характер линии: * - плавная без отрыва; ** - прерывистая;.

Методические рекомендации к презентации «Зимующие птицы» Методические рекомендации к презентации «Зимующие птицы» Презентация создана с помощью Microsoft Office Power Point и может использоваться.

Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио? - научиться анализировать свою педагогическую деятельность, - систематизировать.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем.

Методические рекомендации по организации новогоднего праздника Новый год - это всегда сказка и встреча с чудом. Этот праздник любят и отмечают все. Без праздников не бывает детства Праздники в жизни.

Методические рекомендации по организации спортивного праздника О, спорт! Ты — мир! Пьер де Кубертен Спортивные праздники, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды.

Методические рекомендации по экологическому воспитанию «В гости к насекомым» И. Н. Янкевич ст. Медведовская 2017г. Рецензент: Охрименко О. В., методист «ЦРО» управления образования муниципального образования Тимашевский.

Методические рекомендации «Тренинг эффективного родителя» Актуальность: Стремление быть эффективным родителем на сегодняшний день является одной из актуальных тем в развитии детско-родительских.

Планирование деятельности по реализации индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ Социально-коммуникативное развитие. -Задачи: формировать уважительное отношение и чувствовать принадлежность к своей семье и к обществу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи
Опубликовано: 12 марта 2018 в 10:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Исламгулова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД