Альбина Исламгулова
Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи
Важным фактором, влияющим на эффективность социального обслуживания как семьи, так и несовершеннолетних, является качество индивидуальных программ реабилитации. От того насколько правильно составлены программы, насколько точно отражены в них цель, задачи, определены направления реабилитации, подобраны необходимые методы и технологии зависит успешность проводимой работы.
Программа — это совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий.
Публикация «Методические рекомендации по разработке индивидуальной программы реабилитации семьи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – разработанный комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, сроки и порядок реализации медицинских, социально-педагогических, психолого-педагогических и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных социальных связей и восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ.
Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся на профилактическом учете, в т. ч находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации, содержащая сведения о семье; перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей, находящейся в социально опасном положении.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ
Разработка программы реабилитации семьи включает ряд взаимосвязанных этапов:
1 ЭТАП. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ этап включает в себя: первичное знакомство с семьей; закрепление за семьей конкретного специалиста; проведение социальной и психолого-педагогической диагностики (результатом чего становится оценка социальной ситуации в семье в целом, выявление проблем и ресурсов семьи); оформление социального паспорта семьи; подготовку и проведение заседания службы сопровождения семьи; заключение договора с семьей на реализацию программы реабилитации.
Рассмотрим более подробно основные мероприятия подготовительного этапа.
1. Первичное знакомство с семьей.
Целью первого визита в семью является установление контакта с членами семьи и их социальным окружением, при этом крайне важным является снятие страха и напряженности у членов семьи. В процессе первичного знакомства с семьё й ни в коем случае нельзя:
• сосредотачивать внимание семьи на проблемах, если она не готова об этом говорить;
• говорить, что правильно, а что не правильно прежде, чем выяснено мнение семьи по этому поводу;
• форсировать события, семья может быть не готова и будет защищаться;
• допускать, чтобы семья полностью переложила все проблемы на специалиста.
2. Проведение социальной и психолого-педагогической диагностик. На данном этапе ограничивается сбором сведений, необходимых для заполнения социального паспорта семьи
3. Оформление социального паспорта семьи
Социальный паспорт семьи является документом информационного характера и заполняется специалистом по социальной работе. Отдельные разделы социального паспорта заполняются при наличии необходимых, подтверждающих сведения документов.
Социальный паспорт необходим для:
• создания портрета семьи и ее социальных связей; определения приоритетных направлений работы с данной семьей;
• объединения усилий представителей различных ведомств и организаций, а также самой семьи с целью повышения эффективности использования для достижения поставленной цели имеющихся ресурсов семьи;
• создания единого информационного пространства семей, как на муниципальном, так и на региональном уровне.
4. Подготовка и проведение заседания службы сопровождения семьи.
Закрепленный за каждой конкретной семьей специалист оформляет необходимые для проведения заседания службы сопровождения семьи документы, привлекая для этого специалистов учреждения (педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, медицинских работников и т. п.) На заседании службы сопровождения семьи в случае необходимости принимается решение о привлечении специалистов других ведомств с целью реабилитации семьи. Заключение заседания службы сопровождения семьи составляется на основании выводов специалистов, с учетом мнения взрослых членов семьи и детей (с 10 лет).
5. Заключение договора с семьей
Заключение договора с семьей на реализацию программы реабилитации является желательным условием, но в исключительных обстоятельствах реализация программы реабилитации может быть начата и без него.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ этап предполагает разработку непосредственной программы реабилитации семьи. Алгоритм разработки реабилитационной программы имеет следующую структуру:
1. В пояснительной записке должны быть отражены: актуальность, причины постановки данной семьи на учет и необходимость ее реабилитации.
2. Определение цели. Надо помнить, что:
• цель должна быть достижима в указанные сроки при использовании имеющихся ресурсов (здесь не следует увлекаться глобальными и, как правило, не выполнимыми целями);
• цель всегда обратна проблеме (если цель достигнута, то проблема должна быть решена полностью или частично);
• при определении цели следует учитывать причины постановки семей на учет.
3. Определение задач.
Задачи — это конкретные «шаги», направленные на достижение цели. Сформулировав задачи, важно оценить, насколько они реализуемы на практике.
4. Участники реализации программы : определяются штатные и привлеченные специалисты органов системы профилактики, а также члены семьи, которые примут участие в реабилитационном процессе.
5. Принципы реализации программы :
• принцип индивидуального подхода – заключается в учете особенностей конкретной семьи;
• принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ по работе с семьей;
• принцип комплексности – предполагает привлечение к реализации программы ряда (комплекса) специалистов и членов семьи;
• принцип системности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей : семья рассматривается как целостная система, для повышения эффективности реабилитационной работы необходимо оказывать воздействие не на отдельных членов семьи, а на семью в целом.
6. Сроки реализации программы определяются индивидуально в каждом конкретном случае и составляют продолжительность времени от 3 до 6 месяцев. В случае, если цель не будет достигнута за указанный период, программа должна быть пересмотрена, скорректирована, а сроки ее реализации продлены.
7. Ресурсное обеспечение:
• кадровое – наличие необходимых для реализации программы специалистов, их квалификация;
• методическое – методическая база учреждения;
• материально-техническое – наличие оргтехники, автотранспорта и т. п. ;
• информационное – доступность информационных ресурсов
8. Направления, по которым будет осуществляться реабилитационная программа. Необходимо определить, работа в каком из направлений (социально-медицинском, социально-экономическом, социально-педагогическом, социально-психологическом, социально-правовом) будет в наибольшей степени способствовать решению проблем семьи. В каждом конкретном случае выбор тех или иных направлений может различаться: одной семье может быть необходима помощь в какой-нибудь одной сфере, другой — почти во всех.
9. Формы реализации программы.
Условно формы реализации программы можно разделить на :
индивидуальные - беседы, консультирование, посещение семьи, материальная помощь;
групповые - групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи;
коллективные - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, организация досуговых мероприятий;
наглядно-информационные - выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания.
10. Предполагаемый результат. Выделяют несколько видов результатов:
• количественные результаты (измеряются в единицах измерения (шт., руб, % и т. п.) и качественные (показывают, что изменилось: положение, отношения, мнения и т. п.);
• непосредственные (наблюдаемые сразу после реализации программы) и проявляющиеся через некоторое время, после завершения программы);
• запланированные (закладываются на стадии проектирования) и неожиданные эффекты, как следствие реализации программы.
11. Критерии оценки эффективности деятельности специалистов, индикаторы успешности реализации программы реабилитации семьи.
Результатом реализации программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.
Для оценки эффективности реабилитационной программы специалистами используется достаточно распространенный параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:
1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);
2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй).
В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать: наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (социального явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной системы); динамику (изменение) показателей проблемы (характерных признаков, которые выявляются при проведении первичной и уточняющей диагностики и по которым специалист может судить о том, что данная проблема действительно присуща конкретной семье); степень преодоления, "ликвидации" причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасных социальных и внутрисемейных факторов.
Так, при оценке эффективности по параметрам наличия или отсутствия в семье той или иной социальной проблемы может быть использован:
а) показатель устранения проблемы (при положительной эффективности);
б) показатель появления новой проблемы (при отрицательной эффективности диагностики, прогнозирования или профилактических мероприятий);
в) показатель стабильности проблемы (при нулевой эффективности).
При оценке эффективности по показателям проблемы учитывается отсутствие динамики, наличие положительной или отрицательной динамики. При оценке эффективности устранения причин социальных проблем учитывается: какие из причин возникновения проблем в конкретной семье удалось нейтрализовать за время работы с семьей (положительная эффективность); какие из причин, выявленных при первичной диагностике, продолжают действовать на момент контрольной диагностики (нулевая эффективность); какие из неразрешенных причин привели к появлению новых или усугублению уже имеющихся проблем (отрицательная эффективность). При этом учитывается динамика как отдельных причин, так и всей совокупности, выявленной при первичной и контрольной диагностике.
12. Методы и технологии, применяемые в реабилитационной работе.
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.
• Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств.
• Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.
• Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида.
• Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.
В процессе реабилитации семьи специалистами может применяется ряд технологий:
• Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим.
• Социальный патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и д. р. Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.
13. Тематический план программы.
Мероприятия Ответственный Сроки исполнения Привлеченные специалисты
1 2 5 6 7
Диагностический этап
Содержательный этап
Аналитический этап
В содержании программы выделяют диагностический, содержательный и аналитический или результативный этап.
Диагностический этап
Предполагает два варианта деятельности:
при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;
при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
Обязательными этапами диагностики являются:
сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы : наблюдение; беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкета (письменный опрос); тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Содержательный этап
Предполагает разработку и реализацию ряда мероприятий, направленных на решение основных проблем семьи. Определив основные мероприятия, необходимо прописать конкретные шаги по их реализации. В зависимости от характера ситуации в семье в программу могут быть включены как мероприятия по всем направлениям: социально-медицинскому, социально-экономическому, социально-педагогическому, социально-психологическому, социально-правовому, так и лишь по некоторым из них.
Аналитический этап
или результативный этап предполагает проведение аналитической работы и разработку рекомендаций по дальнейшей работе с семьей.