Надежда Игнатенкова
«Ай да пряник, просто загляденье!» Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: АЙ, ДА ПРЯНИК – ПРОСТО ЗАГЛЯДЕНЬЕ!
Цель: приобщение детей к русско-народной культуре, творчеству, народным промыслам.
Открытая цель: познакомить детей с историей «Городецкого» пряника, создание округлой формы, росписью.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру, о быте
русских умельцев, о народном творчестве.
- сформировать понятие о печатных-формовых пряниках (круглых, квадратных) о пряниках фигурных: домик, лошадка, зайчик, медведь, игрушка-неваляшка, сердечко)
- учить осознанно лепить задуманную форму, выполнить роспись гуашью
- формировать умение самостоятельно находить решение художественной задачи: - подобрать цвет для росписи (один или несколько)
Развивающие:
- развивать кругозор, воображение, мышление, память (какие бывают формы, фигуры пряника, какой узор, роспись)
- обогащение словарного запаса детей: дети рассказывают поговорки, пословицы о прянике
- развивать умение оценить свой продукт (пряник)
Воспитательные:
- способствовать развитию индивидуального художественного творчества, восприятие красоты, желание работать с тестом, гуашью
- создать эмоциональную обстановку для росписи пряника во время процесса художественной-продуктивной деятельности (звучит русская народная музыка)
- воспитывать бережное отношение к труду умельцев народного творчества, человека своей профессии (пекарь, народные умельцы, коробейник)
- Приобщение детей к русско-народной музыке, народным играм: «Ручеёк»
Интеграция:
«Физическая» область образования: (развивается кисть руки, формируются волевые качества, присутствует пальчиковая гимнастика)
«Художественно-эстетическая»: (эмоции, воображение, выбор красок, свободный замысел узора)
«Речевая»: Развитие памяти, словарного запаса и его обогащение.) Как делают пряники, из чего? (тесто) и кто? (народные умельцы - пряничники)
Где продавали их на Руси? (ярмарка) Кто продавал? (коробейники)
«Познавательная»: Повторение геометрических форм. Что понадобиться нам в ООД? Какие инструменты? (доска, гуашь, тряпочка, салфетка кисть, палитра, стаканчик с водой) Материалы? (тесто)
«Соц. -коммуникативные»: Дети учатся выполнять работу в коллективе, высказывают своё мнение. Окончание ООД сопровождается игрой «Ручеёк» и чаепитием, что создаёт радость и положительные эмоции у детей, а также сплочение коллектива.
Формы работы: Групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы:
Словесный
Наглядно-действенный
Репродуктивно-творческий
К концу ООД дети должны иметь представление:
- Каким бывает пряник: «Городецкий»
- по форме: круглый, квадратный
- по виду: с узором, расписной
- по цвету: (розовый, белый, жёлтый (зелёный? Синий)
-по вкусу: сладкий, с повидлом, лимоном, мёдом, орехами- Особенности узора, росписи (городецкая роспись)
- Последовательность в работе на заданную тему
Уметь:
Создать форму пряника, используя полученные знания
Работать с гуашью и подбором цвета для росписи. Соблюдать последовательность выполнения.
Оборудование для воспитателя:
Экран: Презентация, иллюстрации о прянике, виды форм пряника и росписи
Пряники покупные (наглядно, формы пряника на картинках, какие они бывают, как делают.
Тесто солёное, вода в стаканчике (для рук, доска для лепки
Одноразовая тарелочка, салфетка
Гуашь, кисточки, ватные палочки
Оборудование для детей
Тесто солёное, вода в стаканчике (для рук, доска для лепки, тряпочка, салфетка
Одноразовая тарелочка, гуашь, (розовая, белая, жёлтая, кисточки, ватные палочки
Ход образовательной деятельности
Организационная часть:
В: Дети! Вы любите пряники!
В: Сегодня тема у нас «Ай, да пряник –просто загляденье»! Рассказ будет о «Городецком» прянике. Как вы думаете ребята, из чего пекут разные пряники?
Д: (из теста)
В: Вы любите пряники!
В: Городецкий пряник - разновидность русского печатного пряника, выпекался в городе Городце и окрестных селениях, в избах, в русской печке!
В: Послушайте стихотворение:
Пекла в печи хозяюшка
Фигурной формы прянички,
Просил ребёнок – Матушка!
Попробовать дай -Ванечке!
Протягивала матушка
Узорный пряник Ване.
Пусть будет в доме солнышко
И радость без печали
Давайте посмотрим на слайды внимательно, каким он бывает по форме, какие узоры, цвет росписи, и немного истории вам расскажу.
В: Ребята, вы тоже готовились к досугу, расскажите поговорки, пословицы о прянике! МОЛОДЦЫ!
В: Очень славились Городецкие пряники. Самые интересные пряники -печатные и фигурные.
В: Ребята, сначала формовали, пекли, покрывали росписью и продавали!
Как называлось место на Руси, где шла большая торговля разным товаром? Кто знает!
Д: Ярмарка! Да! И Были весельчаки- Коробейники! Создавали весёлое настроение для покупателей!
В: По всей Руси коробейники зазывали на ярмарках: «Пряники Городецкие (тульские, московские) с пылу, жару, копейка за пару!» (взять поднос с пряниками)
Основная часть:
В: Сейчас начнём с вами лепить пряники! Я раздам каждому кусочек солёного теста, форма пряника у нас будет круглая, округлая или квадратная. Будем сначала работать с тестом только ручками
- скатывать в ладонях шар
- затем надавливая другой ладошкой сверху получаем – лепёшку
- кладём на салфетку и подравниваем форму
Д: У меня правильно?
В: Да, верно, теперь ребята держим на ладошке и прижимаем другой рукой слегка, и получится круглая форма или овал. Это основа для круглого пряника, можно сделать квадратную форму, помогая себе пальчиками.
В: Дальше вы создайте свой узор пряника, например – углубление пальчиком по кругу, или по всем сторонам квадрата, придумайте свой узор
В: Пока вы мастерите пряник, послушайте музыку р. н. музыку (на флэшке есть) Она вам поможет в творческом процессе.
Д: Тесто мягкое, а мы печь его будем?
В: Нет дети! Солёное тесто через день станет жестким, оно подсохнет и пряник наш будет сувенирным. Наша задача сейчас расписать, его гуашью, создать роспись
В: Ребята перед народной росписью у нас -физ. минутка.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Я пеку-пеку –пеку деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки, испеку 2 пряничка
Кушай, кушай мамочка, вкусные 2 пряничка
В: Молодцы! Дальше продолжаем наше творчество:
Заключительная часть:
В: Сегодня все старались, вы молодцы! Сейчас рассмотрим все прянички расписные! Ай, да аппетитные какие! Какая красота ребята!
В: Вам самим нравится?
Д: Да! Хочется их съесть, чай пить!
Д: А, я маме подарю на праздник!
В: Сейчас каждый сможет посмотреть на работу др. друга и порадоваться!
В: Дети, лепку ставим для выставки (на круглый стол) с заданием вы - справились!
Д: что будем делать после лепки?
В: Игра «РУЧЕЁК» и чай пить с пряниками!
Звучит музыка к игре «Ручеёк»! + накрытие столов.
В: Вовремя чаепитья: поговорка «Чай с пряниками пить - все печали позабыть!» Приятного аппетита.
Всем спасибо!